Опросы

Как вам интервью с Дмитрием Медведевым?

Посмотреть результат

Loading ... Loading ...

Поиск

Архив




  • Управление
  • 11 октября 2011

    Чтение – залог успеха!

    Рубрика: Новости.


    Ни для кого не секрет, что для нашей страны сегодня характерны следующие негативные тенденции: существенное сокращение объема читающей публики, показателей книгопокупки и пользования библиотеками; коммерциализация издательской деятельности и преобладание на книжном рынке массовой, серийно-типовой литературы, отсутствие развитой системы книгораспространения и регионального книжного рынка и многое другое.

    Кроме того, Россия остается, чуть ли не единственной страной, где чтение не входит в число приоритетов государственной культурной политики, а общественные просветительские структуры по поддержке чтения еще не возникли.

    Наша страна не только существенно сократила объем читающей публики, но и серьезно отстала от тех инновационных процессов в книжной сфере, что сейчас происходят в мире.

    Так, например, в Вологде (как и во многих других городах нашей страны) немало читающих людей среди самых разных слоев населения. Это — люди, любящие книгу и интересующиеся литературой. Одна из проблем состоит в том, что книжные магазины провинциального города не могут похвастать хорошим ассортиментом, в основном, ориентируясь на литературу массового спроса, (а это не всегда качественная литература). Многие книголюбы не знают о вышедших новинках прозы и поэзии, которые могли бы привлечь их внимание. Кроме того, они не могут обсудить новые книги, поскольку разобщены, и к тому же чтение не является сегодня престижным досугом, поэтому найти единомышленника среди коллег по работе или соседей по дому довольно сложно. Вместе с тем в городе немало, так называемых «потенциальных читателей». Это — те, у кого выработалась потребность в чтении, но не развит вкус. К ним можно отнести и тех, кто предпочел бы читать, если бы книга была лучше, чем телесериал, то есть те, кого можно заинтересовать хорошей (не претендующей на заумность, но качественной) прозой. Примечательно, что большинство этих людей не являются пользователями библиотеки.

    Библиотека же отчасти утратила свою привлекательность для населения, и отчасти не имеет должного авторитета для читающей аудитории, особенно молодой ее части.

    Выход из сложившейся ситуации возможен благодаря включению в эти процессы сторонних организаций и творческих групп, выполняющих роль промежуточной станции на пути книги к читателю, а также привлечению внимания к чтению и книге Библиотекам уже пора перестать «вариться в собственном соку», решая свои подчас узкие, качающиеся только их проблемы. Пора бороться за читателя и использовать на первом этапе в этой борьбе его предпочтения и вкусы, а также привычные для него средства и площадки.

    Очевидно, что сегодня привлечь людей к чтению в один момент задача непосильная, поэтому в субъектах РФ необходимо принятие региональных программ популяризации и развития чтения. Представляется целесообразным, что некоторыми этапами и мероприятиями данных программ могли бы стать следующие:

    Этап 1. Завоевание читателя в привычных для него местах отдыха и время препровождения (дом, общественный транспорт, улица, школа). В ряде случаев необходимо сознательно подстраиваться под вкусы и интересы взрослого читателя. Что же качается детей, то важно прививать им любовь к чтению и книге.

    Основными механизмами реализации данного этапа являются следующие мероприятия:

    а) Движение навстречу читателю. Организация прослушивания электронных книг в автобусах, маршрутных такси, троллейбусах. Чтение книг, возможно в виде мини – представлений в местах большого скопления людей: очереди в органы государственной власти, поликлиники, площади, скверы и др. Использование рекламных щитов, плакатов, рекламных листовок для популяризации книг, где например известные и уважаемые люди будут рассказывать о своих любимых книгах. Например, что мешает руководителям города или области в одном из интервью рассказать о своей любимой книге или книгах?

    б) Использование рекламных роликов и презентаций в общественных местах, таких как площади, скверы, органы государственной власти, автобусы, метро и др. с целью пропаганды чтения и книги.

    в) Закрепление за писателями курируемых классов, в которых они будут на постоянной основе заниматься со школьниками, прививая им любовь к литературе и чтению.

    г) Использование информационных ресурсов. Одной из мер в этом направлении является создание городских информированных книжных сайтов (по типу виртуальных книжных кафе).

    Этап 2. Создание экспериментальных площадок по пропаганде чтения и книги в целях создания привлекательной атмосферы для чтения.

    На данном этапе основными мероприятиями должны стать: творческие встречи с писателями, музыкальные вечера, конкурсы и т.п., где читатели будут в непринужденной обстановке обсуждать и делится прочитанным. Данная мера необходима, для того чтобы постепенно сформировать относительно постоянный читательский состав. Библиотекам же в их изолированных, старомодных, порой скучных и узко специализированных аудиториях с такой задачей справиться будет очень сложно. Поэтому здесь необходимы «свободные», динамичные, постоянно меняющиеся, креативные, соответствующие современному ритму жизни площадки.

    Так, например, в Германии действовала программа популяризации чтения Strichting Lezen, одним из положений которой было «Создание привлекательной атмосферы для чтения». «Очень часто, — пишут авторы этой программы, — люди не читают, поскольку в урбанистической среде для этого нет удобных мест». К работе в проекте привлекли биоархитекторов, которые предложили свои разработки уличных мест для чтения, где постоянными элементами являются кресло, свет и книжная полка. Также в рамках проекта Strichting Lezen установлено немало городских плакатов с высказываниями, посвященными книгам, например, с такой фразой из Джона Стейнбека: «Я так часто переезжал, что утратил всякое ощущение дома. И сейчас для меня дом — это место, где хранятся мои книги»1.

    Несомненно, подобная идея создания удобных мест для чтения книг, приживется во многих российских городах.

    Этап 3. Создание информационного книжного центра.

    В подобных центрах читатели должны чувствовать себя комфортно, а их посещение необходимо превратить для читателей в своеобразный праздник, в событие.

    На этом пути необходимо создание специализированных информационных книжных центров, которые бы концентрировали в себе читателей и соответствовали современному стилю жизни.

    Следует отметить, что перспективность блока технологических решений по популяризации чтения связана с автоматизацией технологических процессов, улучшением взаимодействия между информационными системами, повышением качества сервисного обслуживания, оперативным доведением информации до конечного потребителя. Совокупность этих технологий и требует создания информационно-книжных медиацентров.

    Представляется, что подобные центры будут представлять собой комплексы организационных мероприятий, технологических процессов, технических средств и программных продуктов, предназначенных для создания и применения интегрированных информационных ресурсов, направленных на преодоление информационного дефицита и повышение культуры чтения.

    Конечно же, вышеперечисленные этапы и меры не являются исчерпывающими и единственно верными, это лишь маленькая искорка, призванная разжечь внимание к чтению и книге.

    Пора уже уяснить и сделать нормой, что чтение это модно, чтение это залог будущего успеха!

    А властям хотелось бы сказать, что чтение – это удивительный способ вырастить образованную, думающую, творческую, социально адаптированную личность, способную активно участвовать в жизни государства.

    Более того, книга и чтение сегодня могут стать одним из способов выхода из кризиса, выработки стратегии адаптивного поведения в непростых реалиях современной жизни.

    1 Коваль А. Что касается чтения и книги, мы как будто до сих пор живем в СССР. Зеркало недели № 18(597)13 // www.zn.ua/3000/3680/53349.

    Автор: Василий Некрасов




    Комментирование закрыто.