Опросы

Как вам интервью с Дмитрием Медведевым?

Посмотреть результат

Loading ... Loading ...

Поиск

Архив




  • Управление
  • 2 декабря 2010

    Тур де Франс (7 серия)

    Рубрика: Новости.


    Город-порт Тулон, начиная с семнадцатого века, был известен как самая большая каторга Франции. Вместе Познером мы заглянем в ее архивы и узнаем немало интересного о средневековом законодательстве. Далее мы отправимся на военно-морскую базу.

    Приступая к этим съемкам, Познер вспоминал, как делался сюжет о ВМС США в Норфолке. Там съемочную группу принимали не лучшим образом, поэтому все гадали, как примут в Тулоне – главной военно-морской базе Франции? Что дадут снять, с кем позволят разговаривать? Французы выделили в помощь съемочной группе командира корабля Бенуа Куро. “Сложилось ощущение, что от нас ничего не скрывали, показали все и при личном присутствии командира корабля” – сказал по итогам этой встречи Познер.

    Следующий пункт путешествия – Марсель, город, в честь которого названа знаменитая “Марсельеза”. В бунтарском характере Марселя Познер убеждался на каждом шагу, начиная от плакатов на стенах города и заканчивая встречей с жительницей города, которая эмоционально отругала городские власти.

    А гастрономической гордостью Марселя является суп буйабес. Что такое буйабес и как его едят? – мы узнаем, посетив рыбный рынок и ресторан Ше Фон-Фон.

    Марсель всегда славился налетчиками, жуликами и гангстерами. В 30-х годах его даже прозвали “французским Чикаго”. Согласно официальным данным, Марсель занимает второе место во Франции по уровню преступности. Познер хотел расспросить об этом полицию Марселя, но, несмотря на то, что предварительное разрешение на интервью было получено еще в Москве, в последний момент давать его отказались.

    Марсель еще называют вратами в Алжир. Действительно, в этом портовом городе оседает множество иммигрантов из Северной Африки. О проблемах чрезмерного количества иммигрантов рассказывает Роже Сабуро, журналист и бывший военный парашютист, воевавший в Алжире. Противоположную точку зрения озвучивает семья алжирских эмигрантов, у которой побывала съемочная группа.

    Сюжет о французских иммигрантах завершает рассказ о цыганах, история появления которых на этих землях уходит своими корнями в глубокое прошлое. Как им живется? Подвергаются ли они дискриминации? Об этом и многом другом мы узнаем, побывав вместе с ведущими на празднестве в честь трех Марий.

    Заканчивается серия красочной камаргской корридой, которая хоть и произошла от испанской, но в корне отличается от нее своим гуманным отношением к быкам. На этой корриде быка не убивают. Более того, ему надевают на рога колпачки, чтобы он не мог никого поранить, а самым смелым быкам ставят памятники и дают умереть от старости.

    Начиная с XVII века в Тулоне находилась самая большая каторга Франции. Сюда ссылали самых физически здоровых приговоренных. Каторжные архивы открыты для всех, кто хочет ими пользоваться. Фиксировалось все очень тщательно: с точным описанием внешности, указанием срока, который каторжник должен был отбывать, датой освобождения или побега.

    Приговоры были жестокими и, как кажется, странными. Почему за разбой на большой дороге человек получал пожизненную каторгу, а за убийство ребенка – несколько лет? А вот и ответ: все дороги принадлежали королю, значит, разбой на дороге есть разбой против государства, а это худшее из преступлений. Детей же в то время в каждой семье было много – ну, одним больше, одним меньше.

    За дезертирство из королевской армии осуждали на пожизненный срок. Достаточно часто солдаты, сбежавшие с поля боя, попадали на галеры. И потом, когда они понимали все тяготы наказания, им предлагали вернуться в армию. Те зачастую соглашались, потому что на фронте, как ни странно это звучит, у них было больше шансов выжить.

    Военно-морской порт имеет давнюю и славную историю. Он был заложен 30 июня 1599 года – в этот день парламент Прованса с согласия короля Генриха IV передал часть тулонских земель под постройку и изготовление коммерческих и военных судов. Самая же трагическая и героическая страница истории порта – 27 ноября 1942 года, когда французы решили затопить флот, чтобы он не достался немцам. Первым пошел ко дну корабль “Прованс” с немцами на борту, а за ним еще 76 кораблей, в том числе 3 линкора, 7 крейсеров, 32 эсминца, 16 подводных лодок, 18 сторожевых кораблей.

    Тулон – главная военно-морская база Франции. Для того чтобы стать матросом, надо пройти трехнедельный курс подготовки. После этого молодые ребята попадают на корабль, и с ними заключается контракт. С теми, кто лучше всего себя проявит, потом оформляют контракт на более длительный срок.

    Марсель – второй по численности населения город Франции, в нем проживает 850 тысяч человек. Марсель и Одесса – близнецы-братья. Конечно, Марсель старше, он был основан в 600 году до нашей эры. Кроме того, Марсель – плод любви лигурийской принцессы Жиптис и древнего грека Протиса. Они получили землю, на котором он стоит, в качестве свадебного подарка. Наконец, Марсель чуть ли не единственный город Римской империи, который так и не сдался Цезарю и сохранил свою независимость. Но по характеру, по симпатичной наглости, по бесстрашию и пряному морскому воздуху, наконец, по открытости и особенно по юмору Марсель удивительно напоминает Одессу.

    Марсельеза – самый знаменитый во всем мире гимн. Музыку и слова сочинил военный инженер Клод Жозеф Руже де Лиль, сочинил за один вечер 21 апреля 1792 года. Но тогда это был не гимн, а “Военный марш Рейнской армии”. Марсельские революционные добровольцы вошли в Париж с песней на устах, откуда и пошло ее название.

    14 июля 1795 года Конвент объявил Марсельезу национальным гимном Франции. Во времена империи, однако, она была запрещена Наполеоном, затем ее запретил Людовик XVIII, а потом Марсельеза ненадолго возвратилась на время революции 1830 года и снова подверглась запрету аж до 1879 года. С 1940 по 1944 год правительство Виши снова запрещает Марсельезу. Но в том же 1944-м при освобождении Франции она становится национальным гимном.

    Марсель всегда славился своими налетчиками, жуликами, гангстерами. В тридцатых годах его даже прозвали французским Чикаго. Согласно официальным данным, Марсель занимает второе место во Франции по уровню преступности, что, конечно, марсельцев не устраивает, потому что они всегда хотят быть первыми. Так что надо либо занимать первое место по преступности, либо по ее отсутствию.

    Французская империя распалась после Второй мировой войны. Распалась не потому, что у французского правительства хватило ума отпустить бывшие колонии с миром, как это сделала Англия. А потому, что бывшие колонии завоевали свою независимость с оружием в руках. Самая кровавая война была во Вьетнаме и в Алжире.

    Когда Франция была вынуждена признать свое поражение и дать бывшим колониям независимость, она, видимо, из-за чувства вины не только открыла свои двери, но и создала для них привилегированные условия. Во Францию хлынули сотни тысяч и миллионы эмигрантов, главным образом из Северной Африки. Для многих из них Марсель стал домом родным. Здесь 15% населения – иммигранты, а это создает серьезные проблемы.

    Во Франции запрещено законом публиковать информацию о так называемой этнической преступности, даже запрещено проводить такие исследования. Это считается расизмом. Во Франции не рассказывают анекдотов об арабах и черных, то есть о бывших колониальных народах, и не шутят на еврейские темы – это антисемитизм. Поэтому рассказывают анекдоты о бельгийцах.

    Марсель пахнет свежей рыбой и буйабес. Буйабес – двоюродный брат русской ухи, по матери. Разве что все овощи здесь предварительно обжариваются и тушатся отдельно, а основой для супа служит томатная паста и белое вино. По старинной французской легенде, Афродита ежедневно кормила буйабесом своего мужа Гефеста.

    В городок Сент-Мари-де-ла-Мер (Святые Марии Морские), согласно легенде, когда-то приплыли три библейские Марии, откуда и его название. С незапамятных времен стекаются паломники на празднества в честь трех Марий. Но этот праздник имеет особую черту – в нем принимают участие сотни и сотни цыган.

    Когда-то местный землевладелец Маркиз де Баронселли, человек, который очень интересовался историей этого кочевого племени, пришел к выводу, что первой обращенной в христианство цыганкой была некая Сара. Потом она крестила своих сотаборников, и ее примеру последовали многие другие. Однажды знатной цыганке Саре Кали было видение, из которого она узнала о кораблекрушении, в котором терпят бедствие праведники, присутствовавшие при смерти Христа. Сара вышла на берег и увидела лодку, готовую вот-вот пойти ко дну. Не раздумывая, Сара бросила свое платье на воду и поплыла на нем, как на плоту. Достигнув лодки, она помогла святым причалить и сойти на берег. Это были Дева Мария и Мария Магдалена.

    Де Баронселли предположил, что именно отсюда распространилось христианство среди цыган Европы. Праздник по этому поводу был устроен в мае 1937 года и отмечается ежегодно. Благодаря усилиям де Баронселли цыган во Франции перестали притеснять.

    На этой земле давным-давно существуют так называемые игрища с быками, courses camarguaises, что буквально означает “Камаргезские бега”. Люди бегут перед стадом быков, показывая тем самым свою отвагу и ловкость. При такой традиции бой быков, коррида, вписывается безо всякого труда. Впрочем, коррида здесь иная – быка не убивают. Более того, ему надевают на рога колпачки, чтобы он не мог никого поранить. Есть и другие игры. В Камарге быков потом пускают на мясо, но не всех. Смелым ставят памятники и дают умереть от старости.




    Комментирование закрыто.