Самые интересные комментарии
- Виктор on Реплики: Об итогах года
- Виктор on Реплики: Об итогах года
- Виктор on Собчак живьём. (Интервью с Владимиром Познером)
- Виктор on Собчак живьём. (Интервью с Владимиром Познером)
- Виктор on Реплики: Об итогах года
- Виктор on Реплики: Об итогах года
- ирина on Реплики: Об итогах года
- Виктор on Реплики: Об итогах года
Поиск
Архив
- December 2014
- November 2014
- October 2014
- September 2014
- July 2014
- June 2014
- May 2014
- April 2014
- March 2014
- February 2014
- January 2014
- December 2013
- November 2013
- October 2013
- July 2013
- June 2013
- May 2013
- April 2013
- March 2013
- February 2013
- January 2013
- December 2012
- November 2012
- October 2012
- September 2012
- August 2012
- July 2012
- June 2012
- May 2012
- April 2012
- March 2012
- February 2012
- January 2012
- December 2011
- November 2011
- October 2011
- September 2011
- August 2011
- July 2011
- June 2011
- May 2011
- April 2011
- March 2011
- February 2011
- January 2011
- December 2010
- November 2010
- October 2010
- September 2010
- August 2010
- July 2010
- June 2010
- May 2010
- April 2010
- March 2010
- February 2010
- January 2010
- December 2009
- November 2009
- October 2009
- September 2009
- August 2009
- July 2009
- June 2009
- May 2009
- April 2009
- March 2009
- February 2009
- January 2009
- December 2008
- November 2008
- October 2008
- September 2008
- August 2008
- July 2008
- June 2008
- May 2008
- April 2008
- March 2008
- February 2008
- January 2008
- December 2007
- November 2007
- October 2007
- September 2007
- July 2007
- June 2007
- May 2007
- April 2007
- March 2007
- February 2007
- January 2007
- December 2006
- November 2006
- October 2006
- July 2006
- June 2006
- May 2006
- April 2006
- March 2006
- February 2006
- January 2006
- December 2005
- November 2005
- October 2005
- July 2005
- June 2005
- May 2005
- April 2005
- February 2005
- January 2005
- December 2004
- November 2004
- October 2004
- September 2004
- June 2004
- May 2004
- April 2004
- March 2004
- February 2004
- January 2004
- December 2003
- November 2003
- October 2003
- September 2003
- August 2003
- July 2003
- June 2003
- April 2003
- March 2003
- February 2003
- December 2002
- November 2002
- August 2001
- April 2001
- January 2001
- August 2000
- April 2000
- March 2000
- February 2000
- October 1999
- September 1999
- August 1999
- July 1999
- June 1999
- May 1999
- April 1999
- March 1999
- February 1999
- January 1999
- November 1998
- October 1998
- September 1998
- July 1998
- June 1998
- May 1998
- April 1998
- March 1998
- February 1998
- January 1998
- December 1997
- November 1997
- October 1997
- September 1997
- June 1997
- May 1997
- April 1997
- March 1997
- February 1997
- January 1997
- December 1996
- November 1996
- October 1996
- September 1996
- August 1996
- March 1996
- August 1995
- June 1995
- November 1993
- August 1993
Популярное
Управление
Тур де Франс (5 серия)
В этой серии фильма “Тур де Франс” речь пойдет о кино, и начнется она в Каннах во время проведения там знаменитого кинофестиваля.
Мало кто помнит, что каннский Кинофестиваль обязан своим рождением борьбе с нацизмом. В 1938 году на крупнейшем в то время кинофестивале в Венеции под совместным давлением правительств Муссолини и Гитлера жюри присудило главный приз картине Лени Риффешталь “Олимпия”. В ответ группа кинематографистов обратилась к французскому правительству с просьбой о создании независимого фестиваля во Франции. Но открытия первого фестиваля пришлось ждать 7 лет – до 1946 года.
Вместе с ведущими мы увидим ту сторону фестиваля, которая чаще всего остается вне прицела кинокамер. Это радостное волнение зрителей, наводнивших Канны в фестивальные дни, комната жюри, интервью с бессменным председателем фестиваля Жилем Жакобом и беседа с отборщиком российских фильмов для конкурсной программы Жоэлем Шапроном.
Также Познер и Ургант поговорят о кино с Софи Марсо и Жаном Рено и расскажут о том, что именно Франция является родиной мирового кинематографа. Это случилось в Лионе в начале ХХ века, когда братья Люмьер изобрели киноаппарат и начали снимать первые в истории фильмы. Вместе с Познером и Ургантом мы побываем в музее братьев Люмьер и старейшем в мире кинотеатре в Ля Сиота, где был показан легендарный фильм “Прибытие поезда”. Также заглянем на пустующую в наши дни киностудию Викторин, на которой снимались самые знаменитые актеры и работали великие кинорежиссеры, увидим гримерные комнаты и бассейн Элизабет Тейлор, услышим рассказ о былом величии студии от Марка Сандберга, внука основателя студии. Еще мы побываем в Сан-Тропе, на пляже, где Роже Вадим снимал фильм “И бог создал женщину” с юной и еще никому не известной Бриджит Бардо в главной роли. О том, как происходили съемки, нам расскажет очевидец событий и владелец “Клуба-55″ Патрис де Кольмон. Ведь своим основанием его клуб обязан именно этому фильму.
Завершит серию торжественная церемония закрытия фестиваля. “Я никогда прежде не был в Каннах во время кинофестиваля. Теперь, вспоминая свои ощущения от увиденного и услышанного, мне трудно сказать, что для меня было главным. Конечно, хлестал через край гламур, бросались в глаза толпы девиц, пытавшихся обратить на себя внимание, но при всем при этом главным остается ощущение праздника КИНО с большой буквы, ощущение того, что именно здесь, в Каннах, выносится высшая и неоспоримая оценка, и в этом есть что-то, что волнует и радует. По крайней мере, меня” – сказал в финале Владимир Познер.
В этой серии фильма “Тур де Франс” речь пойдет о кино, и начнется она в Каннах во время проведения там знаменитого кинофестиваля.
Мало кто помнит, что каннский Кинофестиваль обязан своим рождением борьбе с нацизмом. В 1938 году на крупнейшем в то время кинофестивале в Венеции под совместным давлением правительств Муссолини и Гитлера жюри присудило главный приз картине Лени Риффешталь “Олимпия”. В ответ группа кинематографистов обратилась к французскому правительству с просьбой о создании независимого фестиваля во Франции. Но открытия первого фестиваля пришлось ждать 7 лет – до 1946 года.
Вместе с ведущими мы увидим ту сторону фестиваля, которая чаще всего остается вне прицела кинокамер. Это радостное волнение зрителей, наводнивших Канны в фестивальные дни, комната жюри, интервью с бессменным председателем фестиваля Жилем Жакобом и беседа с отборщиком российских фильмов для конкурсной программы Жоэлем Шапроном.
Также Познер и Ургант поговорят о кино с Софи Марсо и Жаном Рено и расскажут о том, что именно Франция является родиной мирового кинематографа. Это случилось в Лионе в начале ХХ века, когда братья Люмьер изобрели киноаппарат и начали снимать первые в истории фильмы. Вместе с Познером и Ургантом мы побываем в музее братьев Люмьер и старейшем в мире кинотеатре в Ля Сиота, где был показан легендарный фильм “Прибытие поезда”. Также заглянем на пустующую в наши дни киностудию Викторин, на которой снимались самые знаменитые актеры и работали великие кинорежиссеры, увидим гримерные комнаты и бассейн Элизабет Тейлор, услышим рассказ о былом величии студии от Марка Сандберга, внука основателя студии. Еще мы побываем в Сан-Тропе, на пляже, где Роже Вадим снимал фильм “И бог создал женщину” с юной и еще никому не известной Бриджит Бардо в главной роли. О том, как происходили съемки, нам расскажет очевидец событий и владелец “Клуба-55″ Патрис де Кольмон. Ведь своим основанием его клуб обязан именно этому фильму.
Завершит серию торжественная церемония закрытия фестиваля. “Я никогда прежде не был в Каннах во время кинофестиваля. Теперь, вспоминая свои ощущения от увиденного и услышанного, мне трудно сказать, что для меня было главным. Конечно, хлестал через край гламур, бросались в глаза толпы девиц, пытавшихся обратить на себя внимание, но при всем при этом главным остается ощущение праздника КИНО с большой буквы, ощущение того, что именно здесь, в Каннах, выносится высшая и неоспоримая оценка, и в этом есть что-то, что волнует и радует. По крайней мере, меня” – сказал в финале Владимир Познер.
Канны основали римляне еще в 42 году до н.э. И быть бы этому месту ничем не примечательным рыбацким городком, если бы в 1834 году здесь не остановился английский канцлер лорд Броухэм. Направлялся лорд в Италию, но вынужден был прервать свой путь из-за эпидемии холеры.
Лорд был очарован городком и решил построить себе дом в Каннах. Его примеру последовали другие английские аристократы, потом Канны открыла для себя русская знать. В 1879 году сюда прибыла императрица Мария Александровна, супруга Александра II, и пошло-поехало. В 1888 году Ги де Мопассан писал о Каннах: “Принцы, принцы, повсюду принцы”. И сегодня здесь бывают принцы, но не они в центре внимания, а звезды мирового кино.
Мало кто помнит, что знаменитый Каннский кинофестиваль обязан своим рождением борьбе с нацизмом. В 1938 году на крупнейшем в то время кинофестивале в Венеции под совместным давлением правительств Муссолини и Гитлера жюри присудило главный приз картине Лени Рифеншталь “Олимпия”. Хотя фаворитом зрителей и критиков был антифашистский фильм Жана Ренуара “Великая иллюзия”. В ответ группа кинематографистов обратилась к французскому правительству с просьбой о создании независимого фестиваля во Франции.
Согласие было получено, и два города оказались главными претендентами: Канны и Биарриц. Победили Канны потому лишь, что мэр города согласился построить специальный фестивальный дворец. Первый Каннский кинофестиваль был намечен на 1 сентября 1939 года. Но именно в этот день фашистская Германия напала на Польшу. Два дня спустя Франция и Великобритания объявили войну Германии, и началась Вторая мировая война. Открытия первого фестиваля пришлось ждать семь лет, до 1946 года.
Жиль Жакоб – бессрочный президент Каннского кинофестиваля с 1978 года. По его словам, одно из преимуществ фестиваля в том, что его руководители долго остаются на своем посту. “Если вас назначили, сместить вас уже не могут, то есть вы становитесь независимым, и вы показываете, что вас интересуют именно лучшие фильмы в мире, а не желание сделать приятно какой-нибудь стране, или просто другу, или кому-то еще”, – говорит Жиль Жакоб.
Первое жюри первого Каннского кинофестиваля возглавил Огюст Люмьер, человек, которого справедливо называют отцом кинематографа. Их было два брата, Огюст и Луи. Они родились в городе Безансоне, соответственно, в 1862 и в 1864 годах. В детстве переехали в Лион. Сейчас там находится музей братьев Люмьер.
Луи Люмьер специализировался в области оптики в физике, Огюст – в области химии. Позднее он стал врачом-хирургом. Что касается кинематографа, изобретателем был именно Луи. Но, держа клятву, которую они дали в детстве, братья всегда подписывались вдвоем, даже если изобретал что-то один из них. Всего у братьев было 172 патента на изобретения, большинство в области фотографии и кино.
Первые фильмы братьев Люмьер по продолжительности были около 50 секунд, они были сняты за один сеанс камерой, зафиксированной на треноге за такой же отрезок времени. Первый публичный показ фильма “Выход рабочих с фабрики Люмьер” состоялся в Париже в 1895 году. Показ был платным и принес Люмьерам 35 франков, что было на 5 франков больше арендной платы зала. А через полгода была снята еще одна картина, знаменитое “Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота”. Фильм длился ровно 48 секунд. 48 секунд, которые изменили мир.
Первым кинотеатром, в котором был показан фильм братьев Люмьер, стал “Eden”. Фильм “Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота” вызвал шок в зале. Зрители увидели ехавший на них поезд и стали убегать. Они подумали, что состав, идущий на вокзал Ла-Сьота, действительно сошел с рельсов и ворвался в зал. Невозможно было объяснить, что это кино, потому что кино тогда не было.
Первый игровой фильм в истории кино “Политый поливальщик” был комедией. История простая донельзя. Садовник поливает сад, мальчишка наступает на шланг, перекрывая воду. Поливальщик заглядывает в шланг, чтобы понять, в чем дело. Мальчик отпускает ногу, струя воды обливает поливальщика. Вся история повторяется несколько раз, пока садовник не хватает мальчугана и не награждает его здоровой затрещиной. Публика умирает со смеху. Все хорошо – и смешно, и порок наказан. Первое в истории кино с хеппи-эндом, Голливуд отдыхает.
Во время Каннского фестиваля набережная Круазет забита до предела теми, кто приехал сюда и себя показать, и на других поглядеть. Люди толпятся у входа в гостиницы с фотоаппаратами наготове в надежде увидеть звезду.
Взять интервью у звезды в Каннах оказалось делом нереальным – зато это удалось в Париже, где Владимир Познер встретился с Софи Марсо. Актриса рассказала о начале своей карьеры в кино: “В 12 лет я отправилась искать работу на время каникул. Разумеется, я была слишком молода, и никто не хотел меня нанимать. Но в конце концов я нашла в журнале агентство манекенщиц для маленьких детей и отправилась туда. Они сделали несколько снимков. Шесть месяцев я провела в ожидании, потому что ничего не происходило, и однажды они мне позвонили. Для фильма требовалась маленькая девочка 13 лет, кастинг на этот фильм проводили все агентства Парижа. И я прошла кастинг. Это был фильм “Бум”, в котором я снялась на следующий год. Именно так я и начала сниматься”.
За фильм “Бум-2″ Софи Марсо получила премию “Сезар” – французский вариант “Оскара” – в номинации “Лучший дебют и самая многообещающая актриса”. И по сути, она больше кинопремий не получала, хотя является одной из самых любимых и уважаемых актрис французского кино.
До жюри Каннского фестиваля, состоящего из приглашенных кинознаменитостей, не допускают никого. Место их нахождения держится в секрете. Так же, как и информация о том, как проголосовал тот или иной член жюри. Каждый из них дает подписку о неразглашении внутренних тайн голосования. Но и это еще не все. Чтобы исключить утечку информации, у них даже отбирают мобильные телефоны – никто и ничто не может повлиять на решение жюри, поскольку сам фестиваль совершенно самостоятелен и финансово самодостаточен.
В мире снимается примерно две тысячи фильмов в год. На Каннский фестиваль отбирается около 20 фильмов. “У нас международный фестиваль, поэтому нужно, чтобы участвовало как можно больше стран, – говорит председатель кинофестиваля Жиль Жакоб. – Однако, по большому счету, у нас есть три столпа: Европа, Америка и Азия”.
Больше других в Каннах побеждали американские фильмы – 18 раз. Вторыми идут фильмы Италии, третьими – французские. Что до российского кино, то только фильм “Летят журавли” Михаила Калатозова был удостоен Золотой пальмовой ветви в 1958 году. Два года спустя фильм Григория Чухрая “Баллада о солдате” произвел фурор в Каннах. Но тем не менее проиграл “Сладкой жизни” Федерико Феллини.
Из Канн Владимир Познер и Иван Ургант отправились в Ниццу, всемирно известный курорт со всемирно известной гостиницей “Негреско” и всемирно известной набережной Promenade des Anglais, то есть “прогулка англичан”. Летом количество туристов здесь зашкаливает, город перестает быть французским – он становится каким-то Ноевым ковчегом.
В Ницце находится легендарная киностудия “Викторин”. Ее основатель – Серж Сандберг – в 1900 году в возрасте 20 лет приехал в Париж из Литвы, стал переводить переписку Шарля Пате, а уже через два года открывал филиал киностудии “Пате Фрер” на Тверской улице в Москве.
Первые постоянные кинотеатры появляются в России в 1903-1904 годах, и показывают они исключительно французские фильмы производства “Пате”, “Гомон” и братьев Люмьер. В 1908 году Шарль Пате стал производить фильмы на русскую тему, например “Донские казаки”. А годом позже основал в России филиал своей фирмы, который просуществовал до 1913 года.
Первый кинорепортаж о России был отснят в мае 1896 года французским оператором, который прибыл в Санкт-Петербург на коронацию Николая II. Однако царская охранка конфисковала и фильм, и аппарат, а иностранных шпионов арестовала. Французский консул в Москве добился возврата фильма и освобождения шпионов-операторов. Словом, не будет сильным преувеличением сказать, что русское кино выросло из французского.
В России первые фильмы продавались на метры, как ткани: сколько метров купил, столько и получил. А стоили фильмы недешево. Один метр фильма в 1907 году оценивался в 40 копеек. Для сравнения: корову в то время можно было купить за 5 рублей. Если у покупателя не хватало денег, картину резали по-живому, так что зачастую зрители так и не узнавали, чем же кончилось дело: финал фильма просто обрезали при покупке.
До 1912 года две трети мировых кинотеатров были заполнены французскими фильмами. Но это мировое лидерство было прервано из-за Первой мировой войны, после которой вперед вырвался Голливуд. Но Серж Сандберг все еще верил, что Франция вновь может стать крупнейшим экспортером кино, и решил построить большую студию в Ницце, чтобы кинопроизводство вновь заработало в прежних объемах. Он хотел, как Пате, заполнить весь мир своими фильмами. За 90 лет на студии “Викторин” было создано 540 фильмов, в числе “Фанфан Тюльпан” с Жераром Филиппом, “И Бог создал женщину” с Бриджит Бардо.
Когда студия “Викторин” приступила к съемкам фильма “Комедианты” и решила пригласить на главную роль звезду Элизабет Тейлор, голливудская дива помимо всех прочих условий выдвинула еще одно. Она соглашалась приехать в Ниццу только в том случае, если на территории киностудии будет бассейн. Бассейн был построен, но актрисе так и не пригодился – может быть, потому что в одной из сцен фильма в бассейне нашли труп.
Нравится это или не нравится, но нельзя спорить с тем фактом, что американское кино завоевало мир. Притягательная сила Голливуда такова, что она, привлекая массового зрителя, подавляет местное кинопроизводство многих стран. Но не Франции. Во Франции государство давно установило жесткую квоту на прокат американских фильмов и ввело такой порядок, при котором идет мощное финансирование французской киноиндустрии. Вообще, стремление отстоять свою самостоятельность, самобытность и самодостаточность для Франции неоспоримо и обязательно.
“Единственное кино, сделанное для всех зрителей планеты, – американское. Нужно рассказывать свою историю, французскую или европейскую. Если ее увидят где-то еще, брависсимо”, – заметил в интервью Владимиру Познеру французский актер Жан Рено.
Схожего мнения придерживается и Софи Марсо: “Чем более французским является французское кино, тем лучше. Чем более русским русское, тем лучше. Француз предпочтет хороший французский фильм хорошему американскому”. “У нас есть кино, которое окупается. Это позволяет продолжать снимать фильмы, которые необязательно имеют коммерческую ценность, – добавляет Софи Марсо. – Небольшие авторские фильмы, фильмы, у которых меньше шансов существовать в кинопрокате и в системе чистого бизнеса”.
Примером такого кино может послужить фильм фотографа Яна Артюса-Бертрана и продюсера Люка Бессона “Дом”, снятый с высоты птичьего полета и рассказывающий об экологической катастрофе, которая грозит человечеству. За 18 месяцев съемочная группа побывала в 53 странах, и не всюду ее встречали ласково. В Китае и в Саудовской Аравии было отказано в проведении воздушной съемки. В Индии конфисковали половину отснятого материала, в Аргентине группа провела неделю в тюрьме. Но 5 июня 2009 года, во Всемирный день окружающей среды, картина одновременно транслировалась на крупнейших площадках 87 стран. Хотя кое-где она была запрещена к показу. Фильм этот распространяется бесплатно. Как заявил Артюс-Бертран, “та прибыль, которую мы ожидаем от фильма, исчисляется не в долларах или евро, а в количестве людей, которые фильм посмотрят, которые задумаются”.