Самые интересные комментарии
- Виктор on Реплики: Об итогах года
- Виктор on Реплики: Об итогах года
- Виктор on Собчак живьём. (Интервью с Владимиром Познером)
- Виктор on Собчак живьём. (Интервью с Владимиром Познером)
- Виктор on Реплики: Об итогах года
- Виктор on Реплики: Об итогах года
- ирина on Реплики: Об итогах года
- Виктор on Реплики: Об итогах года
Поиск
Архив
- December 2014
- November 2014
- October 2014
- September 2014
- July 2014
- June 2014
- May 2014
- April 2014
- March 2014
- February 2014
- January 2014
- December 2013
- November 2013
- October 2013
- July 2013
- June 2013
- May 2013
- April 2013
- March 2013
- February 2013
- January 2013
- December 2012
- November 2012
- October 2012
- September 2012
- August 2012
- July 2012
- June 2012
- May 2012
- April 2012
- March 2012
- February 2012
- January 2012
- December 2011
- November 2011
- October 2011
- September 2011
- August 2011
- July 2011
- June 2011
- May 2011
- April 2011
- March 2011
- February 2011
- January 2011
- December 2010
- November 2010
- October 2010
- September 2010
- August 2010
- July 2010
- June 2010
- May 2010
- April 2010
- March 2010
- February 2010
- January 2010
- December 2009
- November 2009
- October 2009
- September 2009
- August 2009
- July 2009
- June 2009
- May 2009
- April 2009
- March 2009
- February 2009
- January 2009
- December 2008
- November 2008
- October 2008
- September 2008
- August 2008
- July 2008
- June 2008
- May 2008
- April 2008
- March 2008
- February 2008
- January 2008
- December 2007
- November 2007
- October 2007
- September 2007
- July 2007
- June 2007
- May 2007
- April 2007
- March 2007
- February 2007
- January 2007
- December 2006
- November 2006
- October 2006
- July 2006
- June 2006
- May 2006
- April 2006
- March 2006
- February 2006
- January 2006
- December 2005
- November 2005
- October 2005
- July 2005
- June 2005
- May 2005
- April 2005
- February 2005
- January 2005
- December 2004
- November 2004
- October 2004
- September 2004
- June 2004
- May 2004
- April 2004
- March 2004
- February 2004
- January 2004
- December 2003
- November 2003
- October 2003
- September 2003
- August 2003
- July 2003
- June 2003
- April 2003
- March 2003
- February 2003
- December 2002
- November 2002
- August 2001
- April 2001
- January 2001
- August 2000
- April 2000
- March 2000
- February 2000
- October 1999
- September 1999
- August 1999
- July 1999
- June 1999
- May 1999
- April 1999
- March 1999
- February 1999
- January 1999
- November 1998
- October 1998
- September 1998
- July 1998
- June 1998
- May 1998
- April 1998
- March 1998
- February 1998
- January 1998
- December 1997
- November 1997
- October 1997
- September 1997
- June 1997
- May 1997
- April 1997
- March 1997
- February 1997
- January 1997
- December 1996
- November 1996
- October 1996
- September 1996
- August 1996
- March 1996
- August 1995
- June 1995
- November 1993
- August 1993
Популярное
Управление
О покаянии
К Берлину у меня, скажем так, непростое отношение. Во-первых, для меня, военного ребенка, который хорошо помнит не только оккупацию Парижа, не только то, что говорили о Германии окружавшие меня взрослые, но и документальные кадры, снятые самими немцами в концлагерях, Берлин был самым ненавистным городом на земле. Во-вторых, в конце 1940-х моему отцу пришлось практически бежать из США — его уволили в связи с его просоветскими взглядами, — и мы оказались в том самом ненавистном мне Берлине. Поскольку я не знал ни слова по-русски, меня принимали за немца, и это сводило меня с ума. Словом, когда в начале пятидесятых мы наконец уехали из Берлина в Москву, я поклялся, что ноги моей больше не будет в этом проклятом городе.
У англичан есть пословица: хочешь рассмешить бога, расскажи ему о своих планах. Так вот: моя дочь уже 15 лет живет в Берлине, она замужем за немцем, и ее сын Коля (мой внук) родился тут. Понятно, что бываю я в Берлине довольно регулярно.
Надо сказать, что мое отношение к этому городу изменилось: ненависти я больше не испытываю. Это потому, скажете вы, что здесь живут моя дочь, внучка и внук. Нет, не поэтому. А вот почему: с одной стороны, я вполне рационально отдаю себе отчет, что нынешнее поколение не может отвечать за преступления поколений прежних. Но есть и сторона другая…
Вот вышел я вместе с дочерью и внуком из ее дома на Барбароссаштрассе, что расположен в районе Берлина, носящем название Шёнеберг. Мы идем по улице, и вдруг я вижу прикрепленный к столбу указатель — не указатель, а квадратный рекламный щит, на котором написано: «Евреям запрещается собираться в группы более 20 человек». И дата — день, месяц, год. Дальше еще один: «Евреям запрещается участвовать в спортивных соревнованиях и становиться членами спортивных обществ». И снова — число, день, год принятого нацистским правительством указа. Естественно, я стал расспрашивать дочь, и она рассказала мне такую историю.
В Шёнеберге был когда-то выстроен небольшой квартал, который назвали Баварским. Строили его после Первой мировой для людей имущих, дома были красивые, квартиры просторные. Тут поселилось много евреев. Как хорошо известно, после прихода Гитлера были изданы десятки законов, лишавшие евреев всех прав. Потом, когда договорились об «окончательном решении еврейского вопроса», перешли уже к планомерному уничтожению. Так вот, в память об униженных и уничтоженных в этом небольшом квартале поставлены памятники-столбы. Всего их 88, и на каждом можно прочесть гитлеровский указ и точную дату его принятия. Каждый немец, сколько бы раз он ни проходил мимо, обязательно увидит эти столбы. Каждый ребенок, прочитав текст указа, непременно спросит у родителей: «Что это? Кто такие евреи? Почему им нельзя было ходить в немецкие школы?»
И они получат ответ, и не только от родителей. Нет учебника немецкой истории, в котором не шла бы речь о преступлениях нацизма. Нет учебника, в котором не говорилось бы об ответственности Германии за то, что тогда произошло. Совсем недавно в самом центре Берлина, рядом с Бранденбургскими воротами и местом, где некогда была Канцелярия Гитлера, поставлен памятник жертвам Холокоста. Он занимает огромную площадь и состоит из каменных плит. Они отличаются друг от друга только высотой — есть полуметровые, есть трехметровые. Они стоят рядами, но не строго вертикально, а чуть наклонившись вправо, влево, вперед или назад, образуя бесконечно длинные коридоры. На них нет ни имен, ни изображений, а лишь блики, тени… Прошло шестьдесят лет, понятно, что подавляющее большинство ныне живущих немцев еще не родилось, когда рухнул «Тысячелетний Рейх». Значит ли это, что они не несут ответственности за преступления тех, кто жил тогда? Несут — так, по крайней мере, решили сами немцы, решили берлинцы, — и памятники, знаки покаяния, будут напоминать об этом.
Не знаю, как вы, а я снимаю перед ними шляпу. Особенно в свете поразительных по ограниченности заявлений многих российских деятелей относительно того, что: 1) нам не в чем каяться и 2) признали свою вину один раз — и достаточно! Для меня совершенно ясно: Германия потому добилась столь впечатляющих успехов после войны, что сумела разобраться со своей историей. Вернее, у ее руководителей независимо от их политических пристрастий хватило ума понять, что без этого невозможно движение вперед, невозможно начать с белого листа.
Возвращаясь к моему отношению к Берлину в частности и к Германии вообще: я говорил о рациональной стороне вопроса, но к этому добавляется нечто другое — эмоциональная сторона, чувства, в том числе чувство благодарности за покаяние, за 88 столбов-памятников, ежедневно и ежечасно напоминающих всем и каждому о том, чего забывать нельзя и в чем нужно каяться.
покАяться надо журналисту за это “покОяние”. ..
Неужели с 16 октября 1996(!) года никто так и не заметил грубейшей ошибки, да ещё и в заголовке? Пятнадцать лет не ступала сюда нога человека?
Вот в подмосковную Рузу не первый год украшает обелиск чёрного гранита с такм же “покОянием”, причём установлен он жертвам политических репрессий. Вот-с:
Но там-то хоть в камне начертано, а что мешает на сайте букву исправить?
Странную аналогию проводит г. Познер. Россия что, ограничивала в правах евреев? Что должны “признавать” российские руководители, какую-такую вину?
Какую-такую вину должны признать российские деятели? В чём им каяться?
Не кажется ли г. Познеру, что если уж в чём-то каяться, то это нужно делать не через 70 лет?
Или России надо покаяться за взятие Казани Ермаком?
“и в чем нужно каяться”
Хочу напомнить Познеру, что чрезмерное расскаивание вызывает чувство собственного унижения, которое в свою очередь рождает в народе идеи национального реванша, так что будьте бдительны.
P.S.
Интересно, а Владимир Владимирович скажет о покаянии американцев: за сожженных(подобно сжиганию в печах нацистами, с тем различием, что наци делали это более “гуманно” – сжигая трупы, а не живых как США) напалмом вьетнамцев; за мирных граждан Югославии, и за многих других?