Самые интересные комментарии
- Виктор on Реплики: Об итогах года
- Виктор on Реплики: Об итогах года
- Виктор on Собчак живьём. (Интервью с Владимиром Познером)
- Виктор on Собчак живьём. (Интервью с Владимиром Познером)
- Виктор on Реплики: Об итогах года
- Виктор on Реплики: Об итогах года
- ирина on Реплики: Об итогах года
- Виктор on Реплики: Об итогах года
Поиск
Архив
- December 2014
- November 2014
- October 2014
- September 2014
- July 2014
- June 2014
- May 2014
- April 2014
- March 2014
- February 2014
- January 2014
- December 2013
- November 2013
- October 2013
- July 2013
- June 2013
- May 2013
- April 2013
- March 2013
- February 2013
- January 2013
- December 2012
- November 2012
- October 2012
- September 2012
- August 2012
- July 2012
- June 2012
- May 2012
- April 2012
- March 2012
- February 2012
- January 2012
- December 2011
- November 2011
- October 2011
- September 2011
- August 2011
- July 2011
- June 2011
- May 2011
- April 2011
- March 2011
- February 2011
- January 2011
- December 2010
- November 2010
- October 2010
- September 2010
- August 2010
- July 2010
- June 2010
- May 2010
- April 2010
- March 2010
- February 2010
- January 2010
- December 2009
- November 2009
- October 2009
- September 2009
- August 2009
- July 2009
- June 2009
- May 2009
- April 2009
- March 2009
- February 2009
- January 2009
- December 2008
- November 2008
- October 2008
- September 2008
- August 2008
- July 2008
- June 2008
- May 2008
- April 2008
- March 2008
- February 2008
- January 2008
- December 2007
- November 2007
- October 2007
- September 2007
- July 2007
- June 2007
- May 2007
- April 2007
- March 2007
- February 2007
- January 2007
- December 2006
- November 2006
- October 2006
- July 2006
- June 2006
- May 2006
- April 2006
- March 2006
- February 2006
- January 2006
- December 2005
- November 2005
- October 2005
- July 2005
- June 2005
- May 2005
- April 2005
- February 2005
- January 2005
- December 2004
- November 2004
- October 2004
- September 2004
- June 2004
- May 2004
- April 2004
- March 2004
- February 2004
- January 2004
- December 2003
- November 2003
- October 2003
- September 2003
- August 2003
- July 2003
- June 2003
- April 2003
- March 2003
- February 2003
- December 2002
- November 2002
- August 2001
- April 2001
- January 2001
- August 2000
- April 2000
- March 2000
- February 2000
- October 1999
- September 1999
- August 1999
- July 1999
- June 1999
- May 1999
- April 1999
- March 1999
- February 1999
- January 1999
- November 1998
- October 1998
- September 1998
- July 1998
- June 1998
- May 1998
- April 1998
- March 1998
- February 1998
- January 1998
- December 1997
- November 1997
- October 1997
- September 1997
- June 1997
- May 1997
- April 1997
- March 1997
- February 1997
- January 1997
- December 1996
- November 1996
- October 1996
- September 1996
- August 1996
- March 1996
- August 1995
- June 1995
- November 1993
- August 1993
Популярное
Управление
О западе
Иван Ильин, небезызвестный русский философ, как-то писал: «Мы знаем, что западные народы не разумеют и не терпят русского своеобразия. Они испытывают единое русское государство как плотину для их торгового, языкового и завоевательного распространения. Они собираются разделить всеединый российский „веник“ на „прутики“, переломать эти прутики поодиночке и разжечь ими меркнущий огонь своей цивилизации. Им надо расчленить Россию, чтобы провести ее через западное уравнение и развязывание и тем погубить ее».
Этот антизападный, мягко говоря, взгляд имеет давнюю в России историю — он то ослабевал, то усиливался, но никогда не исчезал. Сегодня он весьма заметен, являясь в какой-то мере даже политической платформой некоторых объединений, партий и отдельных политических деятелей. Безусловным сторонником и проводником этого взгляда была и остается Русская Православная Церковь. Кто же такие эти скверные «западные народы», что их объединяет, кроме, разумеется, непонимания России, неприязни к ней и желания ее расчленить? Я думаю, что их объединяет некоторая общность взглядов, касающихся таких предметов, как: ценность каждой отдельной человеческой жизни, право человека на жизнь, на свободу, на счастье; на свободу слова и средств массовой информации, на то, чтобы избирать свою власть и быть избранным, словом, на все то, что принято называть демократией. Этим я вовсе не хочу сказать, что на этом самом пресловутом Западе все с демократией в полном порядке. Разумеется, нет. Но демократические ценности являются — и это несомненно — приоритетом для «западных народов». Чего, увы, не скажешь о народе русском. И западные народы в самом деле не могут понять, почему это так. Как пересказал мне один знакомый политолог мысль своего польского приятеля, «Беда русских в том, что они — белые; будь они черными, желтыми, красными или фиолетовыми, все было бы нормально, потому что, глядя на них, западный мир говорил бы себе, ну да, они другие, они не такие как мы, нечего и ждать от них схожих с нами взглядов и поступков. Но в том-то и дело, что вы похожи, и поэтому от вас ждут, чтобы вы были такими же, а вы — другие».
Вопрос: то, что русские — «другие», это и есть ненавидимое Западом «своеобразие»? Вдумаемся. Шведы и итальянцы разные? Финны и французы похожи? Англичане и испанцы разные? Разные. Во всем? Почти. Внешне, в еде, в культуре, в привычках, в языке, в музыке и так далее. Есть у них хоть что-то общее? Есть: отношение к принципам демократии. Так вот, как мне кажется, русские такие же непохожие на других, как эти другие не похожи друг на друга, что, впрочем, совершенно естественно. Но русские не похожи на своих западных соседей еще одним: они не считают демократические ценности приоритетными, они не ставят выше всего каждую отдельно взятую человеческую жизнь, они ставят на первое место не человека, а государство. Почему так?
Это длинный разговор, имеющий самое прямое отношение к принятию Россией православия (а не католицизма или протестантства), к татаро-монгольскому игу, отбросившему Россию на столетия по отношению к Западу. И еще к тому, что Россия в течение нескольких веков и вплоть до конца ХХ века была империей.
Порой мне кажется, что за сентенциями об особом пути России, о Третьем Риме, об «особой стати», о народе-богоносце скрываются гигантский комплекс неполноценности и плохо скрываемая зависть. Конечно, кому может понравиться ощущение того, что ты играешь не в высшей, а лишь во второй лиге? Никому. А поэтому необходимо придумать объяснение, которое как-то оправдает твое пребывание в этой лиге.
Не так? Тогда я задам вам несколько вполне тривиальных вопросов, а вы честно ответьте на них и сделайте свои выводы. Много ли представителей Запада мечтали и мечтают приехать в Россию жить, или даже побывать туристами? Много ли русских мечтало и мечтают уехать на Запад, не говоря о том, чтобы там попутешествовать? Много ли людей на Западе мечтали и мечтают купить одежду, машину, предметы быта, сделанные в России? Много ли русских мечтали и мечтают о западной одежде, технике и прочем? Много ли людей на Западе хотели бы иметь такой же уровень жизни, как в России? Много ли русских хотели бы иметь такой же уровень жизни, как на Западе?
Могу продолжить список, но вряд ли есть в этом необходимость.
Я абсолютно убежден в том, что попытки отделять Россию от Запада, во-первых, имеют под собой идеологическую почву, а во-вторых, вредны прежде всего для самой России.
И я также убежден в том, что демократия (как показывает пример Запада) не может случиться в России мгновенно, в одночасье, за каких-то пятнадцать лет. Но случится она непременно.