Самые интересные комментарии
- Виктор on Реплики: Об итогах года
- Виктор on Реплики: Об итогах года
- Виктор on Собчак живьём. (Интервью с Владимиром Познером)
- Виктор on Собчак живьём. (Интервью с Владимиром Познером)
- Виктор on Реплики: Об итогах года
- Виктор on Реплики: Об итогах года
- ирина on Реплики: Об итогах года
- Виктор on Реплики: Об итогах года
Поиск
Архив
- December 2014
- November 2014
- October 2014
- September 2014
- July 2014
- June 2014
- May 2014
- April 2014
- March 2014
- February 2014
- January 2014
- December 2013
- November 2013
- October 2013
- July 2013
- June 2013
- May 2013
- April 2013
- March 2013
- February 2013
- January 2013
- December 2012
- November 2012
- October 2012
- September 2012
- August 2012
- July 2012
- June 2012
- May 2012
- April 2012
- March 2012
- February 2012
- January 2012
- December 2011
- November 2011
- October 2011
- September 2011
- August 2011
- July 2011
- June 2011
- May 2011
- April 2011
- March 2011
- February 2011
- January 2011
- December 2010
- November 2010
- October 2010
- September 2010
- August 2010
- July 2010
- June 2010
- May 2010
- April 2010
- March 2010
- February 2010
- January 2010
- December 2009
- November 2009
- October 2009
- September 2009
- August 2009
- July 2009
- June 2009
- May 2009
- April 2009
- March 2009
- February 2009
- January 2009
- December 2008
- November 2008
- October 2008
- September 2008
- August 2008
- July 2008
- June 2008
- May 2008
- April 2008
- March 2008
- February 2008
- January 2008
- December 2007
- November 2007
- October 2007
- September 2007
- July 2007
- June 2007
- May 2007
- April 2007
- March 2007
- February 2007
- January 2007
- December 2006
- November 2006
- October 2006
- July 2006
- June 2006
- May 2006
- April 2006
- March 2006
- February 2006
- January 2006
- December 2005
- November 2005
- October 2005
- July 2005
- June 2005
- May 2005
- April 2005
- February 2005
- January 2005
- December 2004
- November 2004
- October 2004
- September 2004
- June 2004
- May 2004
- April 2004
- March 2004
- February 2004
- January 2004
- December 2003
- November 2003
- October 2003
- September 2003
- August 2003
- July 2003
- June 2003
- April 2003
- March 2003
- February 2003
- December 2002
- November 2002
- August 2001
- April 2001
- January 2001
- August 2000
- April 2000
- March 2000
- February 2000
- October 1999
- September 1999
- August 1999
- July 1999
- June 1999
- May 1999
- April 1999
- March 1999
- February 1999
- January 1999
- November 1998
- October 1998
- September 1998
- July 1998
- June 1998
- May 1998
- April 1998
- March 1998
- February 1998
- January 1998
- December 1997
- November 1997
- October 1997
- September 1997
- June 1997
- May 1997
- April 1997
- March 1997
- February 1997
- January 1997
- December 1996
- November 1996
- October 1996
- September 1996
- August 1996
- March 1996
- August 1995
- June 1995
- November 1993
- August 1993
Популярное
Управление
Тур де Франс (6 серия)
В этой серии речь пойдет об искусстве и ремесле. Во Франции ремесло всегда считалось искусством, а ремесленник – художником, что подтверждается и сходством слов “артист” и “артизан” – художник и ремесленник.
Франция – страна ремесел, страна ремесленников, страна искусств. Чтобы убедиться в этом, ведущие отправились в город Биот, который более всего известен своим пузырчатым художественным стеклом. Его производство здесь началось давным-давно, и продолжается по тем же технологиям, как и много лет назад. Биот награжден знаком “Город мастеров искусства” – “искусства”, а не “ремесел”. Хозяйка фабрики пузырчатого стекла Анн Лечашински расскажет об истории создания фабрики, покажет процесс изготовления предметов из стекла и даже предложит Владимиру Познеру попробовать свои силы в качестве стеклодува. А после пригласит в гости к своей подруге Изабель Форе – женщине-виноделу.
На этой вечеринке съемочная группа “Тур де Франс” была исключением из правил, ведь на свои “Вечера в розовом цвете” Изабель Форе приглашает исключительно женщин. Таким образом Изабель пытается доказать, что вино – дело женское. Посетив Биот, Познер еще раз убедился в том, что французские женщины, чем бы они ни занимались, олицетворяют собой “ар де вивр” -”искусство жить” – искусство, которым французы владеют как никто другой.
Далее путь ведущих лежал в Арль – город, где всемирно знаменитый художник Ван-Гог написал свои самые гениальные картины. Мы увидим клинику святого Петра, где художник оправлялся после приступов психического заболевания, а также увидим оливковую рощу, которую он рисовал. Сегодня клиника имени святого Петра известна своими методиками арт-терапии, когда при помощи искусства в состоянии пациентов наступают улучшения. Кстати, в приюте можно приобрести картины пациентов, и кто знает, может быть, у кого-то из них начнется артистическая карьера? “Я для себя давно решил, что лишь высоко одаренным людям дано различать талант и гений еще неизвестного и непризнанного художника.
Подавляющее же большинство и слепо, и глухо, и полагается лишь на уже установившееся мнение”, – такой вывод сделал Владимир Познер после посещения клиники.
Следующий пункт путешествия “Тур де Франс” – город Авиньон, который известен папским дворцом и ежегодным театральным фестивалем. Об истории фестиваля расскажет Ортанс Аршамбо. А вместе с директором знаменитого Комеди Франсез Владимир Познер обсудит французский театр, который в корне отличается от русского своей манерой игры.
Серия завершается посещением Авиньонского моста, известного всему миру, благодаря песенке, которую ведущие, согласно традиции, исполнили на мосту.
Arts на французском означает “искусство”, Artisanat – “ремесло”. И еще два слова – artiste и artisan, соответственно, художник и ремесленник. На русском между звучанием этих слов, да и между их смыслом огромная разница. На французском – нет. Во Франции ремесло всегда считалось искусством, а ремесленник – художником, человеком, создающим нечто единственное и неповторимое. Франция – страна ремесленников, страна искусства.
Маленький город Прованса, носящий название Биот, более всего известен своим пузырчатым художественным стеклом. Начали его производить здесь давным-давно, и продолжают выдувать его точно так же, как когда-то. Биот награжден знаком “Город мастеров искусства”. По словам хозяйки стекольной фабрики в Биоте Анн Лечашински, французское правительство прилагает все больше усилий для поддержки ремесел. Например, часть налогов можно не отдавать государству, а использовать для новых разработок. В свое время эта фабрика разорилась и была выставлена на торги. Ее попытались купить, чтобы наладить здесь картонажное производство. Отец Анн посчитал это кощунством, он выкупил фабрику, сохранил ее традиции и вывел из категории убыточных. Его дело продолжает Анн. Стекло буквально кипит, его обрабатывают при температуре в 800 градусов. Потом чуть охлаждают и округляют в колотушке – деревянной чаше, которую постоянно увлажняют, чтобы она не загорелась. А уж потом выдувают, украшают и ставят в печь на 6 часов.
Еще одна жительница Прованса – винодел Изабель Форе. Госпожа Форе приглашает женщин раз в году, чтобы отмечать вечер, который называется “Жизнь в розовом свете”. Это знаменитая песня, которую исполняла Эдит Пиаф, и все должно быть именно розового цвета – еда, вино, приборы. И желательно даже, чтобы женщины надевали розовое. На вечер приглашаются только женщины, у которых, по словам Изабель Форе, вкусовые рецепторы развиты в 100 раз лучше, чем у мужчин.
Дальнейший путь лежит в Арль, где написал свои самые гениальные картины Ван Гог. Арлезианки славятся красотой, Арль славится необыкновенным светом, а Ван Гог до страсти любил и то, и другое. Нищ, никем не признан, он приехал в Арль, где писал как одержимый. Но недолго длится счастье. То ли из-за жутких ссор с приехавшим к нему Гогеном, то ли из-за отвергнувшей его любовь проститутки. Ван Гог отрезает себе левое ухо. Его отправляют в психиатрическую клинику Святого Павла в местечке Сан-Реми де-Прованс. В сентябре-октябре 1889 года, незадолго до своей смерти великий художник Винсент Ван Гог, выйдя из больницы Святого Павла (его иногда выпускали), написал одну из самых своих знаменитых картин, называется она “Оливковая роща”. Пожалуй, год, который провел Ван Гог в приюте, был для него самым спокойным и совершенно замечательным в творческом отношении. Покинув приют, он уехал в Париж, а затем в деревню Овер-сюр-Уаз, где мучимый одиночеством и болезнью, застрелился.
Приют Святого Павла существует и сегодня. Его главный врач – Жан-Марк Булон. В приюте около 60% пациентов занимается живописью, остальные – музыкой, танцем, театральным искусством. Все это является частью арттерапии, метода, с помощью которого психиатр, расшифровывая произведения больного, добивается его выздоровления. Картины эти продаются по фиксированной цене, 200 евро. Половину получает автор, половина идет на оплату работы арттерапевтов, а также на покупку холстов и красок. Но если взятые в штат профессиональные художники высоко оценят какую-либо работу, она достается автору и он увозит ее с собой. Комнаты сегодняшних пациентов не отличаются ничем от комнаты, в которой жил Ван Гог более 100 лет тому назад.
Сегодня существует вид искусства, который вызывает волны негодования горожан и приносит немало хлопот в муниципальную службу – это граффити. Но есть люди, которые верят, что и у этого направления есть будущее. Один из них – Ален-Доминик Галлезия, архитектор, аристократ и коллекционер картин. Ален-Доминик – архитектор, человек, который строит дома. Казалось бы, его должны раздражать уродующие архитектуру надписи. Но нет, он нашел своих художников на вокзале, когда раздавал спальники бомжам. Предложил им пожить у себя дома, дал краски и холсты одного формата, такие, чтобы они влезали в Смарт, и попросил написать картину на общую тему – о любви. Через месяц устроил выставку в пафосном Гран-Пале в Париже, где выставляются только шедевры мировой живописи.
Выставка была примечательна еще и тем, что была посвящена легендарному первооткрывателю тэгов, выступавшему под псевдонимом Taki. Taki был греком, который подписывался T183, потому что он жил на 183 улице. После 1971 года он исчез, никто его с тех пор больше не видел. В прошлом году подпись Taki была продана в Париже за 60 тысяч евро. К слову, ничего кроме этих подписей он не оставил, кроме одной картины, которая сегодня является гордостью коллекции Алена-Доминик Галлезия.
О мастере шоколадного дела Жоэле Дюране из Сан-Ремо говорят, что он может воплотить в конфетах любой вкус Прованса. Он сочиняет из шоколада вкусовые поэмы, благоухающие лавандой, розмарином, шафраном, медом земляничного дерева, оливками, лимоном. И все это называется алхимией шоколада. Жоэль создал алфавит вкуса – 26 букв алфавита и 6 знаков препинания. Принцип в том, что каждый сорт шоколада и каждая буква соответствует своему аромату. К примеру, буква “А” означает черный шоколад, это точка отсчета по вкусовой шкале. Буква “B” – это бадьян, “C” – карамель и соленое сливочное масло.
Обычно конфету делают так: сперва делается пустая конфетка, а потом туда заливается начинка. Но у Дюрана все наоборот: сперва готовится начинка, которая иногда выдерживается по нескольку дней до готовности, и только потом ее заливают шоколадом. Кстати, попробовать его конфеты можно, не выходя из дома, где бы ваш дом не находился. Даже если вам нужна всего одна коробка, делайте заказ по интернету и она доставляется в кратчайшие сроки. Например, до Нью-Йорка заказ идет 24 часа, быстрее, чем до Парижа.
Шоколад во Франции появился только в XVII веке и только в виде какао-напитка, который стоил так дорого, что о нем говаривали “Пить шоколад – все равно, что пить деньги”. Тем не менее, король Людовик XIII приказал в обязательном порядке пить его по утрам всем своим придворным. Чудодейственный эффект шоколада тогда был сильно преувеличен. Одна из фавориток короля утверждала, что из-за какао у нее родился черный ребенок.
Следующий пункт путешествия – славный древний город Авиньон. Когда-то Франсуа Рабле назвал Авиньон “la ville Sonnante”, “Звенящим городом”. В нем было 20 мужских и 15 женских монастырей, не говоря о церквях, так что колокольного звона было хоть отбавляй. В 1309 году Авиньон становится резиденцией Папы. Гасконец Бертран де Го, известный как Папа Климент V, переезжает в Авиньон. Папство станет здесь до 1429 года и за это время будет построено настоящее чудо архитектуры – Папский дворец. Итальянские историки утверждают, будто Франция силой заставила Папу переехать в Авиньон. А французские историки утверждают, что, во-первых, Авиньон тогда не был частью Франции, и, во-вторых, здесь было Папе гораздо безопаснее, чем в полном интриг и заговоров Риме.
Каждый год в начале июля в Папском дворце проходит самый знаменитый в Европе театральный фестиваль. Главная сцена строится во дворе дворца, который является и главным зрительным залом. Фестиваль ведет свою историю с 1947 года. Коллекционеры Ион и Кристиан Зервос решили организовать большую выставку современного искусства в Папском дворце. Так родился фестиваль. В рамках первого фестиваля проходила выставка современного искусства и был Жан Вилар со своей молодой театральной труппой, которая впоследствии стала знаменитой. В ее составе еще не было Жерара Филиппа, но уже была Жанна Моро. Главное, что было привнесено создателем фестиваля, великим актером и режиссером Жаном Виларом, это традиция обсуждения спектакля актерами вместе со зрителями. В этом и состоит демократическая суть фестиваля, в котором все равны, – и те, кто на сцене, и те, кто за ней, и те, кто смотрит на сцену. Здесь ставили спектакли Жан-Люк Годар и Франсуа Трюффо, Морис Бежар и Питер Брук, Роже Планшон и Пина Бауш, Ариан Мнушкин и Филипп Жанти. Это аристократический фестиваль, который проверяет себя на близость к народу и национальной истории. Каждый год на фестиваль выбирается художественный руководитель, который помогает установить программу. Спектакль фестиваля, как правило, потом отправляется на год гастролировать по стране до следующего фестиваля, когда появятся новые пьесы и, значит, новые временные труппы. Таков порядок нерепертуарной театральной системы, которая принята во Франции.
Исключение – “Комеди Франсез”, единственный репертуарный драматический театр во Франции. И он никогда не приезжает на Авиньонский фестиваль. Мюриель Майетт – директор театра, работает в “Комеди Франсез” уже 20 лет, а начинала свою карьеру в качестве актрисы. “Комеди Франсез” появился в XVII веке. Король Людовик XIV после смерти Мольера в 1673 году решил объединить две труппы, а затем в конечном итоге и три. И у них была возможность играть на французском языке. Это причина, по которой театр назвали “Комеди Франсез”. И с 1680 года труппа функционирует примерно на тех же основаниях. Тогда государство начало брать на себя заботу об этом театре. Кто только здесь не работал – и Мари Эво, и Гюго, и Бомарше, и Вольтер, который не только писал пьесы, но и добился того, чтобы со сцены были убраны скамьи для почетных зрителей, нынешних VIP-персон. Залы почти полны каждый вечер. Самый дорогой билет стоит 37 евро, самый дешевый – 5. Театр “Комеди Франсез” больше, чем театр. В нем воплощается связь времен. Какую бы пьесу ни поставили, не забудут никогда, что в конце галереи стоит кресло великого Мольера, чей дух обитает здесь.
Во французском театре существует традиция вместо пожелания удачи перед премьерой желать друг другу дерьма. Дело в том, что раньше публика приезжала на спектакль в колясках. И если по окончании спектакля они задерживались, чтобы сказать “Браво! Бис!” актерам, лошади ждали, оставляя много навоза. Чем больше оставалось у театра навоза, тем больше был успех.
Авиньонский мост – на самом деле, не мост, а лишь напоминание о мосте. Его строительство началось в 1177 году, он состоял из 22 арок и был длиной 900 метров. Он пересекал Рону и был единственным на этой реке мостом на всем протяжении от Лиона до моря. В 1226 году мост был наказан. Когда король Людовик VII захватил Авиньон во время Крестового похода, он разрушил мост за то, что на нем ему оказали сопротивление. Под мостом находился остров, где горожане собирались на танцы. С разрушением моста танцы прекратились, но песня о том, как танцуют на Авиньонском мосту гораздо живее, чем память о Людовике-Разрушителе. Все дети Франции ее знают, но никто, сколько бы раз я ни спрашивал, не могут объяснить, откуда берется эта песня.
Очень интересный выпуск. Особенно порадовал Жан-Рено, ну и многие люди, связанные с французским кино!)
Zdravstvuite, 6 serii na forume net, vmesto nee 1 seria.
В правом верхнем углу плеера нажмите на квадратик и выбирите 6 серию.
Простите, но я так и не могу найти где и как скачать.
Spasibo!
Суперское видео! Спасибо!
Большое спасибо за передачу Тур де Франс! Особенно было пиятно смотреть выпуск
от 10.10.10 поездку в Авиньон! Я как раз читаю книгу о художнике, и события происходят в Авиньоне. Но конфеты сделанные рядом с кладбищем- это чудо Европа !У меня только от того ,что это услышала ,уже в желудке ощущение как будто я шампанское выпила все рябит от ужаса! Мне очень нравиться как вы ведете передачу, спакойно..достойно.. выдержанно..,и Ваня тут как раз к месту добавляет в меру перчинку. Интересно, что вы иногда разделяетесь с Ваней и идете по интересам это пиятно, что вы не ущемляете интересы друг друга и получаете истинное наслождение от путешествия, а мы это чувствуем и тоже наслождаемся передачей и выходным днем! Сейчас многовато крикунов-ведущих, а ваше путешествие просто класс !
Жаль но я несмотрела Одноэтажную Америку , как будет время обязательно посматрю!
Я уже предвкушаю какое это будет удовольствие! Спосибо!!!!
Добрый день!
Я, например, воспринимаю Ваши документальные фильмы, как ностальгию по детству и юности. У Вас, Владимир Владимирович, не возникало желания снять полнометражный художественный фильм на основе собственной биографии? Конечно, надо подключать массу профессионалов от кино. Но ведь ваш отец и мама работали на киностудиях, то есть – Вам сам Бог велел снять художественный фильм. Так мне кажется.
Спасибо за всё, что Вы делаете и ещё сделаете. Я очень Вас уважаю, до чего уж там – ЛЮБЛЮ.
Если я не ошибаюсь, то было отснято 12 серий о Франции, а показано всего 6, когда же будет продолжение?
Ждём Вас в Канаде…
Мне не удалось просмотреть фильм по ТВ, получаю удовольствие сейчас, в том числе и от возможности независимого просмотра.
Я действительно получаю удовольствие, ВВ создал фильм-ответ на свой же вопрос, что значит быть французом.
Замечательно! Удачи Вам Владимир Владимирович и всего наилучшего.
Отдельная благодарность за возможность просмотра Ваших передач.
Я просто в восторге от этого фильма! До этого посмотрела и “Одноэтажную Америку”. После просмотра этих фильмов ощущения личного участия в путешествиях!!!Теперь даже и ехать не обязательно:) Ведь даже если ехать туристом, то в такие уникальные местечки вряд ли попадёшь!!!