Опросы

Как вам интервью с Дмитрием Медведевым?

Посмотреть результат

Loading ... Loading ...

Поиск

Архив




  • Управление
  • 12 августа 1996

    О статье А.Кончаловского



    Недавно на сайте POLIT.RU опубликована статья Андрея Кончаловского «Русская ментальность и мировой цивилизационный процесс» http://polit.ru/analytics/2010/07/12/mentality.html

    Я давно задаю себе вопрос , почему одни народы на определённых этапах истории развиваются быстрее , чем другие. Вот и А.Кончаловский задумался над этим.Его , естественно ,волнует проблема медленного развития России.

    Он считает, что всё дело в ментальности народа , а ментальность эта есть плод религиозного воспитания . В России вся вина то ли на Византии , то ли на Кирилле и Мефодии. Это , конечно ,очень смело- в путинские времена лягнуть православную церковь- это она-де отучила (или не приучила) русский народ думать . Вот эту «бездумную» ментальность предстоит изменить.А для этого надо создать научный институт , который подсказал бы правительству , что необходимо сделать , чтобы этих “crazy russian” переиначить . Переиначивать опять же должно правительство , слившись воедино с олигархами и медиамагнатами, как то пророчит нам А.Зиновьев . Вот тогда мы , действительно , с «зияющих вершин» вертикали власти будем упралять историей.

    Кончаловский-человек умный, он сам не очень уверен в правильности этой идеи , цель его-заставить нас задуматься над проблемой , поскольку убеждён в правоте Джона Бернала , что самое трудное увидеть проблему , а решить её лишь дело техники. (См. эпиграф)

    К сожалению,я не знаком с работами Харрисона и Грандона, но , по описанию Кончаловского, они выяснили , какие качества народов препятствуют высоким темпам их цивилизационного развития. Вот они:

    -низкая степень доверия друг другу,

    -стремление использовать власть для личного обогащения,

    -восприятие труда как повинности ( то ли дело бывало: «труд есть дело чести,дело славы, дело доблести и геройства» -каков был стимул!)

    Стоп! А разве в богатых бурно развивающихся странах это не так? В США существуют доверительные отношения по мелким вопросам , но чуть сложнее- по юридически оформленым договорам . Даже браки заключаются не на небесах , а в юридических конторах.А уж примеров использования власти для личного обогащения – пруд пруди. Последний вице-президент Дик Чейни хорошо потрудился , чтобы пристроить близкую его сердцу компанию «Холибастер» (не очень точно помню её название) к иракским нефтяным делам. Времена Президента СЩА Хардинга просто прославились скандальными сделками членов его администации , а ведь это были времена бурного развития страны . Я не знаю , считали ли китайские крестьяне свой труд повинностью , но их трудолюбие известно всему миру , как и тот факт ,что это был сизифов труд.

    Не могу спорить, нравы и обычаи, привычки и верования влияют на созидательную способность народа.Но что здесь курица , а что яйцо сказать трудно.Многое зависит от того, кто курица , а кто петух.

    В случае с Китаем видно ,что на хорошо окультуренную китайскую курицу напал в своё время дикий монгольский петух.Многолетнее присуствие монголов привело к смешению цивилизаций разного культурного уровня и не только в ментальном ,но и генетическом отношении.Подобные процессы можно наблюдать и в других регионах.

    Несколько неполиткорректных слов о генетических основах человека . Человек , как известно , животное общественное.Как член человеческой популяции он приобретает навыки и привычки той среды , в которой он обитает , как природной , так и социальной. Как живое существо он сохраняет многие приобретённые в социальной среде качества в своих генах. Люди живут в разных природных условиях и это вырабатывает у разных народов различные способности.Если под каждым кустом готов и стол и дом , то их заботы сводятся к потребительству (например,жизнь в джунглях или степях,где еда добывается собирательством или охотой).Если же засухи и наводнения время от времени приводят их к грани вымирания , то поневоле приходится напрягать ум , чтобы избежать беды. Так появились первые инженерные знания по строительству оросительных каналов в Месопотамии или в древнем Египте , а вместе с ними и обычаи жить в этих условиях, отношение к необходимому в то время рабскому труду и т.п.то есть ментальность народа того времени.Эти взгляды как в зеркале отражались в религиозных терминах. Религиозные этические нормы формулировались реальными отношениями людей между собой , а не наоборот. И так же , как отражение в зеркале помогает лучше разглядеть собственные недостатки и подправить причёску, так и религиозные представления , являвщиеся зеркальным отражением представлений людей о мире , влияли на эти представления, и со временем распространилось мнение ,что в вопросах нравственности религия первична . Вот и Кончаловский считает, «что религия является одним из определяющих факторов формирования национальной культуры и ментальности».Сказать так , всё равно, что утверждать , что зеркала являются определяющим фактором формирования женской моды.

    Впрочем , вернёмся к нашим баранам. Запомним для начала, что группы людей (назовём их племенами . этносами, народами-не важно) , жившие в разных условиях в результате оказывались на разных уровнях цивилизации. Темпы развития их цивилизации во многом зависели от контактов этих групп между собой. В результате этих контактов происходил взаимообмен знаниями, нравами, умениями,обычаями, технологиями и …хромосомами.

    Контакты были разными по характеру.Люди ,жившие по берегам рек или морей имели больше коммуникацонных возможностей и поэтому обмен жизненными ценностями происходил интенсивней . Это , как правило , приводило к взаимному обогащению культурными ценностями. . Поэтому развитие цивилизации шло вдоль коммуникационных корридоров.Оно сопровождалось развитием талантов людей.

    Жители глубинных районов , наоборот, консервировали свои обычаи . Племена тайги , джунглей и степей чисто физически эволюционировали медленнее в силу медленных изменений условий жизни.

    Степные народы имели больше возможностей перемещения.Им не мешали тайга или горы.В результате история дала нам Великое переселение народов в начале Первого тысячелетия. Эти дикие племена грубой силой покорили более развитые народы Европы , смешались с ними , образовав новые этнические группы с более низким уровнем цивилизации. Западной Европе потребовалось 1000 лет , чтобы воостановить свою культуру и достигнуть вершин Ренессанса. Почему только Западной Европе,почему погас Восток? Потому, что в отличие от Востока Западная Европа не подверглась новым нашествиям сначала монголов , а затем турок.При этом теснота заселённости и изрезанность территории Западной Европы многочисленными реками и кружевным морским побережьем способствовали контактам , как культурным ,так и коммерческим. Сопутствующие им социальные перемены разрушили средневековую католическую систему религиозных и нравственных ценностей, заменив принципы иерархической подчинённости и послушания понятиями свободы и равенства.

    Всё ,что описано выше, это и есть цивилизационный процесс.Всю его турбулентную сложность невозможно воспроизвести в нескольких строчках . Сводить причины его развития к простейшим понятиям доверительности отношений или плутократии властей мне кажется довольно наивно.

    Что же касается Восточной Европы , то прежде всего надо учесть , что заселение громадных пространств Русской равнины началось значительно позже , чем территории Западной Европы.Первые более-менее внятные сведения о восточных славянах относятся к VI-VII векам н.э. Причем об уровне их цивилизации можно судить по тому факту , что они ещё не имели своей письменности . Письменность появилась только с принятием христианства в Х веке. К этому времени уже 500 лет не существовало Римской империи. В Западной Европе христианснство стало массовой религией , успело возникнуть и рухнуть империя Карла Великого.А в Киеве князь Владимир загнал в Днепр для крещения первых будущих христиан.Немногочисленные племена полян , древлян , вятичей и т.п ещё долгое время продолжали поклоняться различным духам лесов , дождей и усопших , понятия не имея ,что в мире существуют буквы. Торговых связей между племенами почти не существовало, а известный всем путь из варяг в греки так и назывался потому ,что служил связи между северной Европой и Византией.Киевские князья использовали его для грабительских походов на юг и прибивания щитов на вратах Царьграда.

    Всё это я говорю , чтобы подчеркнуть , какая большая цивилизационная разница изначально была между двумя частями Европы.На это наложилось многолетняя феодальная зависимость от Золотой Орды , её отрицательное экономическое и культурное влияние .В результате в России сложилась восточная деспотия с применением рабского крестьянского труда в то время , когда в Европе начали формироваться капиталистические отношения с их свободой торговли и другой коммерческой деятельности , разнообразием религиозных взглядов и иными нравственными постулатами по отношению к власть придержащим и т.д.

    В этом кроится ответ на вопрос Кончаловского : «Почему православные славяне мыслят иначе , чем католики?» Православно- католические религиозные различия здесь не при чём хотя бы потому , предшественники современных европейцев эллины и римляне , заложившие основы западно- европейской культуры,вообще не были христианами.

    Но даже если мы правильно ответили на вопрос о причинах отставания России от Запада,это ещё не значит ,что старый лозунг «догнать и перегнать» потерял свою актуальность . Насколько я понял , именно это волнует знаменитого режиссёра.

    « Как толкнуть российское сознание на путь развития?»-,спрашивает автор статьи.Он полагает,что дело в ментальности народа. Изменить её надо. «Православие и есть основа отсталости России».Куда ж его денешь , ведь ему ж 1000 лет!

    «Мне кажется , что самое сложная проблема ,стоящая перед российским правительством, это попытаться внедрить в русское общество систему индивидуального и коллективного чувства ответственности». И ещё: «Основополагающим принципом динамической культуры стал принцип индивидуальной ответственности человека перед Богом». И опять: «Нико не виноват , ибо отсуствует , как принцип , понятие индивидуальной ответственности».Что означает «ответственность»? «Ответ на последний вопрос несложен-если ракета не полетит,кого-то очень строго накажут . В другие времена расстреляли бы».

    После этих рекомендаций мне стало жутко . Оказывается «проблема ,стоящая перед российским правительством , это попытаться внедрить в русское общество систему» страха , страха перед Богом,страха перед законом, страха перед начальством , которое при случае может и расстрелять.

    И это говорит режиссёр-гуманист! Вот она русская ментальность ! Ведь , уверен ,не хотел он это сказать – само прорвалось , в подкорке сидит, в генах застряло.

    Ну-да , хватит иронизировать на чужой счёт. Так какие есть предложения на предмет «догнать и перегнать»? Вот мнение самого Кончаловского ( интервью итальянской журналистке Стефании Дзини :
    Вотрос:« Как вы думаете, что нужно или можно сделать, чтобы у российского среднего класса появилась политическая сознательность, чтобы что-то изменилось?»

    Ответ:« Ничего не надо делать. Делать ничего нельзя. Оно само будет делаться. Это иллюзия либеральная европейская, что можно что-то сделать.

    Можно способствовать возникновению исторических предпосылок – говоря языком марксизма – способствовать возникновению класса буржуазии. Для этого нужно в этический код русского человека внести такое понятие, как уважение к деньгам, необходимость честного труда, не воровать, платить налоги. Все это русскому человеку очень мало понятно и известно».

    Так как же ввести этот код ? Не придумано ещё такой вакцины.

    Лично я убеждён , что на свете нет такого человека , кто дал бы исчерпывающий ответ на этот вопрос . Единственно , что можно сделать- дать исторический анализ событий в других странах , которые способствовали их успешному развитию . Естественно , что абсолютного повторения опыта других стран добиться невозможно , но и пренебрегать им было бы неразумно.

    Было бы неплохо проанализировать историю Соединённых Штатов Америки , страны , сделавшей колоссальный скачек в своём развитии . Но , к сожалению , это невозможно в узких рамках этой коротенькой записки.

    В первой четверти XIX века это было государство ,находившееся на задворках большого мира, аграрная страна с родовыми пятнами недавней колонии со значительным применением рабского труда.
    Через 100 лет США стали мировым лидером ,чей валовой национальный продукт превышал ВНП всех европейских стран вместе взятых . Какие характеристики американской жизни способствовали такому росту? Отметим только самые существенные.

    1.Генетические осбенности переселенцев.Это были люди , не боявшиеся неизвестности , стремившиеся построить новую жизнь практически с нуля , прагматичные , т.е. не зашоренные устаревшими нормами патриархальной морали, смело шедшие на применение незнакомых им ранее технологий и орудий труда,люди, легко перемещавшиеся на новые земли, умевшие постоять за свои интересы.

    2.Хозяйственные свободы , независимость бизнеса от государственных ограничений.

    3.Светское образование,как общее,так и профессиональное.

    4.Свобода политических и религиозных взглядов , позволявшая конкуренцию широкого круга идей.

    5.Понимание важности коммуникаций,как дорожных,так и информационных.

    6. Понимание рынка как поля деятельности массового покупателя и массового продавца.

    7.Раннее осознание роли государства в регулировании рыночных отношений, не затрагивая основ свободы рынка.

    8.Осознание роли государства в решении социальных противоречий.

    Замечу ,что никаких ужасов типа личной ответственности среди этих пунктов нет,зато есть явный дух заинтересовнности в успехе и именно эта заинтересованность порождает ответственность.

    Влияние всех этих факторов привело к очень серьёзным переменам не только в экономике,но и в социальной ,культурной , нравственной сферах жизни.

    Хочу подчеркнуть первый пункт.или ,как теперь принято говорить,человеческий фактор. Обычно 10-15% такого населения достаточно,чтобы двигать всё общество вперёд.

    Есть ли такая критическая масса в России? Думаю , что есть. Вспомним бурное кооперативное движение в период перестройки. К сожалению , пришедшие к власти «государственники» всё задушили и продолжают это делать с большой для себя выгодой.

    Думаю,что главным тормозом в сегодняшней России являетя централизация ресурсов и новая попытка управлять экономикой из Москвы.

    Зачем я всё это наговорил? Чтобы подчеркнуть ,что ментальность для развития цивилизационного процесса важна , но она не является величиной постоянной,она меняется в зависимости от условий жизни народа. У русского народа есть возможность изменить свою ментальность. Надо создать соответствующие условия. Для этого нужны реформы. Для этого нужно понимание как правителями , так и народом ,что реформ без жертв не бывает.Реформаторы должны быть готовы положить голову на плаху. Готовы ли? Какова их ментальность?

    Вот, пожалуй, и всё ,что я хотел (или смог) сказать. Ничего нового . Всё это давно известно. Конечно ,это не истина в последней инстанции.Жизнь многообразна

    Автор: Герман Креймерман




    coded by nessus


    К записи "О статье А.Кончаловского" 8 комментариев

    Спасибо Герману за поднятую тему… Статью Кончаловского прочитал, с большинством высказанных идей согласен… Решать этот вопрос все равно придется рано или поздно… Лучше бы поторопиться… Хочу обратить Ваше внимание на теорию Сергея Петровича Капицы “Об ускорении исторического времени” и наложить на, описанную в статье Кончаловского, ситуацию, то необходимость перемен, а точнее революция в головах в скором будущем очевидна… Речь идет о том, что раньше поколения людей сменялись, а мир во круг и уклад жизни не особо, а то и вовсе нет… теперь же мир и уклад жизни человека меняется на протяжении одной жизни так…, что старик, к концу жизни вообще не имеет представления о том, что вокруг него творится… Просто не может поспеть за изменениями… Наша жизнь становится все быстрее и быстрее и возможно наступление ситуации, когда количество изменений за одну человеческую жизнь достигнет критических значений… Наша ментальность боится перемен… и еле-еле за ними поспевает…
    Хочу поделиться ссылочной на очень забавный персонаж… Mr.Freeman http://mf0.me/wps/category/video/

    To art
    Большое спасибо за линк “Фриман” и особенно за статью Капицы.Очень интересно.Г.К.

    С интересом прочел и Кончаловского и Познера.

    Бывает беседа, чтоб понять, а бывает – чтоб поспорить.

    К сожалению, у уважаемого мной Познера – второе.

    Как можно не видеть, о чем говорит Кончаловский, настаивая на важности национальной религии при анализе народной этики? Конечно, можно долго спорить о курице и яйце, но очевидно, что религия, став основой нравственного сознания народа начинает “Отражать” (термин Познера) именно его ментальность, культуру, нравы (хоть как назови) народа. Ее и пытается анализировать Кончаловский. И под научным изучением этого феномена он понимает (ИМХО) для начала именно такой разговор, который затеялся с Познером.

    А говорят они об одном. Только Познер называет это (применительно к американцам) “генетическими особенностями переселенцев, а Кончаловский – (применительно к русским) “ментальностью народа”.

    Так что спорить особо не о чем. Кроме одного. Как ЭТО создать (возродить) в России?

    Есть путь, по которому необходимо идти и России и остальному человечеству !!!
    Вот он —> http://ototsky.mgn.ru/vsm/rus/

    на западе не спорят – просто живут

    Esli eto oficial’nyj sajt v. Poznera, to pochemu zdes’ tak mnogo ne ego, avtorskogo, materiala?

    Хорошая статья, но вот с заключением я не могу согласиться. Вот с этим:
    “Надо создать соответствующие условия. Для этого нужны реформы. Для этого нужно понимание как правителями , так и народом ,что реформ без жертв не бывает.Реформаторы должны быть готовы положить голову на плаху. Готовы ли? Какова их ментальность?”

    А точнее, не принимаю слов “нужно”, “должны”. Кому нужно? Кто и кому должен?

    Давайте просто каждый начнет с самого себя создавать эти условия. И тогда многое будет само-собой получаться.

    - когда-то относительно давано я ездил за 100 километров 3 раза в неделю на подготовительные курсы в Москву, чтобы поступить в институт, т.к. моя школа не давала необходимого уровня знаний. Мне кто-то условия создавал для этого? Я после школы забегал домой и тут же на электричку спешил. И возвращался в час ночи, чтобы к 8-ми утра быть в школе. И курсы оплачивал с пенсии, которая после смерти мамы осталась.

    - На третьем курсе я не пошел торговать газетами, а устроился работать в один НИИ за смешную зарплату. Но зато набирался практического опыта работы по специальности. А кто-то из сокурсников в это время мог позволить себе погулять, т.к. его работа оплачивалась выше. Нет, кто-то из тех ребят тоже добился успеха. Но я выбрал другой путь и шел по нему. И никто мне ничего не должен был.

    - После института я понял, что моего английского не хватает для работы. Тогда я пошел на платные курсы английского. А сейчас, например, компания где я работаю, сотрудникам в России нанимает учителей. Так не все этим пользуются, т.к. заниматься нужно в свободное от работы время!

    - мне захотелось попробовать поработать в США. Меня кто-то должен был туда “взять”? Да я пахал как Папа Карло, чтобы только меня заметили и предложили работу.

    - я хочу на городские собрания. Читаю предложения и голосую (т.е. как-то влияю на происходящее в нашем городе). Почему? Потому что это город где я живу. Я хочу как минимум знать как расходуются мои налоги. И если меня что-то беспокоит, то я возьму слово.

    К чему я это все говорю. В тот момент, когда мы, русские, перестанем думать на темы “что делать”, “кто виноват”, “а судьи кто”, когда перестанем искать тех, кто нам ДОЛЖЕН, а просто возьмем начнем делать. Будем ошибаться. Не все будет получаться. Но будем делать. Каждый на своем месте и свою работу делать. Вот тогда все изменится.

    Давайте Булгакова перечитаем. Я из Wikipedia взял цитату:
    “Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? […] Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат «бей разруху!» — Я смеюсь. […] Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев — прямым своим делом, — разруха исчезнет сама собой.”

    Давно написано… А мы все рассуждаем вместо того, чтобы делать.

    PS
    На всякий случай. Я не хочу сказать, что мы годимся к чистке сараев только. Я хочу сказать, что хватить петь и кричать. Нужно просто делать свою работу. Хорошо делать.

    Вы нарисовали портрет человека “приятного во всех отношениях”. Особенно для власти. Особенно “…хватить петь и кричать. Нужно просто делать свою работу. Хорошо делать.”
    Вспомнилась строчка “И свое спасибо Сталин скажет вам при всех”


    Оставить комментарий

    Это не спам.