Самые интересные комментарии
- Виктор on Реплики: Об итогах года
- Виктор on Реплики: Об итогах года
- Виктор on Собчак живьём. (Интервью с Владимиром Познером)
- Виктор on Собчак живьём. (Интервью с Владимиром Познером)
- Виктор on Реплики: Об итогах года
- Виктор on Реплики: Об итогах года
- ирина on Реплики: Об итогах года
- Виктор on Реплики: Об итогах года
Поиск
Архив
- December 2014
- November 2014
- October 2014
- September 2014
- July 2014
- June 2014
- May 2014
- April 2014
- March 2014
- February 2014
- January 2014
- December 2013
- November 2013
- October 2013
- July 2013
- June 2013
- May 2013
- April 2013
- March 2013
- February 2013
- January 2013
- December 2012
- November 2012
- October 2012
- September 2012
- August 2012
- July 2012
- June 2012
- May 2012
- April 2012
- March 2012
- February 2012
- January 2012
- December 2011
- November 2011
- October 2011
- September 2011
- August 2011
- July 2011
- June 2011
- May 2011
- April 2011
- March 2011
- February 2011
- January 2011
- December 2010
- November 2010
- October 2010
- September 2010
- August 2010
- July 2010
- June 2010
- May 2010
- April 2010
- March 2010
- February 2010
- January 2010
- December 2009
- November 2009
- October 2009
- September 2009
- August 2009
- July 2009
- June 2009
- May 2009
- April 2009
- March 2009
- February 2009
- January 2009
- December 2008
- November 2008
- October 2008
- September 2008
- August 2008
- July 2008
- June 2008
- May 2008
- April 2008
- March 2008
- February 2008
- January 2008
- December 2007
- November 2007
- October 2007
- September 2007
- July 2007
- June 2007
- May 2007
- April 2007
- March 2007
- February 2007
- January 2007
- December 2006
- November 2006
- October 2006
- July 2006
- June 2006
- May 2006
- April 2006
- March 2006
- February 2006
- January 2006
- December 2005
- November 2005
- October 2005
- July 2005
- June 2005
- May 2005
- April 2005
- February 2005
- January 2005
- December 2004
- November 2004
- October 2004
- September 2004
- June 2004
- May 2004
- April 2004
- March 2004
- February 2004
- January 2004
- December 2003
- November 2003
- October 2003
- September 2003
- August 2003
- July 2003
- June 2003
- April 2003
- March 2003
- February 2003
- December 2002
- November 2002
- August 2001
- April 2001
- January 2001
- August 2000
- April 2000
- March 2000
- February 2000
- October 1999
- September 1999
- August 1999
- July 1999
- June 1999
- May 1999
- April 1999
- March 1999
- February 1999
- January 1999
- November 1998
- October 1998
- September 1998
- July 1998
- June 1998
- May 1998
- April 1998
- March 1998
- February 1998
- January 1998
- December 1997
- November 1997
- October 1997
- September 1997
- June 1997
- May 1997
- April 1997
- March 1997
- February 1997
- January 1997
- December 1996
- November 1996
- October 1996
- September 1996
- August 1996
- March 1996
- August 1995
- June 1995
- November 1993
- August 1993
Популярное
Управление
Чтение – залог успеха!
Ни для кого не секрет, что для нашей страны сегодня характерны следующие негативные тенденции: существенное сокращение объема читающей публики, показателей книгопокупки и пользования библиотеками; коммерциализация издательской деятельности и преобладание на книжном рынке массовой, серийно-типовой литературы, отсутствие развитой системы книгораспространения и регионального книжного рынка и многое другое.
Кроме того, Россия остается, чуть ли не единственной страной, где чтение не входит в число приоритетов государственной культурной политики, а общественные просветительские структуры по поддержке чтения еще не возникли.
Наша страна не только существенно сократила объем читающей публики, но и серьезно отстала от тех инновационных процессов в книжной сфере, что сейчас происходят в мире.
Так, например, в Вологде (как и во многих других городах нашей страны) немало читающих людей среди самых разных слоев населения. Это — люди, любящие книгу и интересующиеся литературой. Одна из проблем состоит в том, что книжные магазины провинциального города не могут похвастать хорошим ассортиментом, в основном, ориентируясь на литературу массового спроса, (а это не всегда качественная литература). Многие книголюбы не знают о вышедших новинках прозы и поэзии, которые могли бы привлечь их внимание. Кроме того, они не могут обсудить новые книги, поскольку разобщены, и к тому же чтение не является сегодня престижным досугом, поэтому найти единомышленника среди коллег по работе или соседей по дому довольно сложно. Вместе с тем в городе немало, так называемых «потенциальных читателей». Это — те, у кого выработалась потребность в чтении, но не развит вкус. К ним можно отнести и тех, кто предпочел бы читать, если бы книга была лучше, чем телесериал, то есть те, кого можно заинтересовать хорошей (не претендующей на заумность, но качественной) прозой. Примечательно, что большинство этих людей не являются пользователями библиотеки.
Библиотека же отчасти утратила свою привлекательность для населения, и отчасти не имеет должного авторитета для читающей аудитории, особенно молодой ее части.
Выход из сложившейся ситуации возможен благодаря включению в эти процессы сторонних организаций и творческих групп, выполняющих роль промежуточной станции на пути книги к читателю, а также привлечению внимания к чтению и книге Библиотекам уже пора перестать «вариться в собственном соку», решая свои подчас узкие, качающиеся только их проблемы. Пора бороться за читателя и использовать на первом этапе в этой борьбе его предпочтения и вкусы, а также привычные для него средства и площадки.
Очевидно, что сегодня привлечь людей к чтению в один момент задача непосильная, поэтому в субъектах РФ необходимо принятие региональных программ популяризации и развития чтения. Представляется целесообразным, что некоторыми этапами и мероприятиями данных программ могли бы стать следующие:
Этап 1. Завоевание читателя в привычных для него местах отдыха и время препровождения (дом, общественный транспорт, улица, школа). В ряде случаев необходимо сознательно подстраиваться под вкусы и интересы взрослого читателя. Что же качается детей, то важно прививать им любовь к чтению и книге.
Основными механизмами реализации данного этапа являются следующие мероприятия:
а) Движение навстречу читателю. Организация прослушивания электронных книг в автобусах, маршрутных такси, троллейбусах. Чтение книг, возможно в виде мини – представлений в местах большого скопления людей: очереди в органы государственной власти, поликлиники, площади, скверы и др. Использование рекламных щитов, плакатов, рекламных листовок для популяризации книг, где например известные и уважаемые люди будут рассказывать о своих любимых книгах. Например, что мешает руководителям города или области в одном из интервью рассказать о своей любимой книге или книгах?
б) Использование рекламных роликов и презентаций в общественных местах, таких как площади, скверы, органы государственной власти, автобусы, метро и др. с целью пропаганды чтения и книги.
в) Закрепление за писателями курируемых классов, в которых они будут на постоянной основе заниматься со школьниками, прививая им любовь к литературе и чтению.
г) Использование информационных ресурсов. Одной из мер в этом направлении является создание городских информированных книжных сайтов (по типу виртуальных книжных кафе).
Этап 2. Создание экспериментальных площадок по пропаганде чтения и книги в целях создания привлекательной атмосферы для чтения.
На данном этапе основными мероприятиями должны стать: творческие встречи с писателями, музыкальные вечера, конкурсы и т.п., где читатели будут в непринужденной обстановке обсуждать и делится прочитанным. Данная мера необходима, для того чтобы постепенно сформировать относительно постоянный читательский состав. Библиотекам же в их изолированных, старомодных, порой скучных и узко специализированных аудиториях с такой задачей справиться будет очень сложно. Поэтому здесь необходимы «свободные», динамичные, постоянно меняющиеся, креативные, соответствующие современному ритму жизни площадки.
Так, например, в Германии действовала программа популяризации чтения Strichting Lezen, одним из положений которой было «Создание привлекательной атмосферы для чтения». «Очень часто, — пишут авторы этой программы, — люди не читают, поскольку в урбанистической среде для этого нет удобных мест». К работе в проекте привлекли биоархитекторов, которые предложили свои разработки уличных мест для чтения, где постоянными элементами являются кресло, свет и книжная полка. Также в рамках проекта Strichting Lezen установлено немало городских плакатов с высказываниями, посвященными книгам, например, с такой фразой из Джона Стейнбека: «Я так часто переезжал, что утратил всякое ощущение дома. И сейчас для меня дом — это место, где хранятся мои книги»1.
Несомненно, подобная идея создания удобных мест для чтения книг, приживется во многих российских городах.
Этап 3. Создание информационного книжного центра.
В подобных центрах читатели должны чувствовать себя комфортно, а их посещение необходимо превратить для читателей в своеобразный праздник, в событие.
На этом пути необходимо создание специализированных информационных книжных центров, которые бы концентрировали в себе читателей и соответствовали современному стилю жизни.
Следует отметить, что перспективность блока технологических решений по популяризации чтения связана с автоматизацией технологических процессов, улучшением взаимодействия между информационными системами, повышением качества сервисного обслуживания, оперативным доведением информации до конечного потребителя. Совокупность этих технологий и требует создания информационно-книжных медиацентров.
Представляется, что подобные центры будут представлять собой комплексы организационных мероприятий, технологических процессов, технических средств и программных продуктов, предназначенных для создания и применения интегрированных информационных ресурсов, направленных на преодоление информационного дефицита и повышение культуры чтения.
Конечно же, вышеперечисленные этапы и меры не являются исчерпывающими и единственно верными, это лишь маленькая искорка, призванная разжечь внимание к чтению и книге.
Пора уже уяснить и сделать нормой, что чтение это модно, чтение это залог будущего успеха!
А властям хотелось бы сказать, что чтение – это удивительный способ вырастить образованную, думающую, творческую, социально адаптированную личность, способную активно участвовать в жизни государства.
Более того, книга и чтение сегодня могут стать одним из способов выхода из кризиса, выработки стратегии адаптивного поведения в непростых реалиях современной жизни.
1 Коваль А. Что касается чтения и книги, мы как будто до сих пор живем в СССР. Зеркало недели № 18(597)13 // www.zn.ua/3000/3680/53349.
Автор: Василий Некрасов
Related posts
- В какой стране лучше всего жить?
- В мире людей и животных
- Жара и пожары в России
- Рында - новый символ российской демократии
- О статье А.Кончаловского
- Относительно определения понятия терроризма
- Предоставление дополнительных полномочий ФСБ
- Русский литературный язык в современном обществе
- Трудности перевода
- Прощание с иллюзиями
Это первая статья от нашего пользователя опубликованная на сайте. С чем Вас и поздравляю. Начало положено, ждём от наших пользователей новых и интересных публикаций.
> А властям хотелось бы сказать, что чтение – это удивительный способ вырастить образованную, думающую, творческую, социально адаптированную личность, способную активно участвовать в жизни государства.
Думающая личность, способная активно участвовать в жизни государства, не обрадует власти даже в развитых демократиях. Худшую антирекламу для программы повешения интереса к литературе трудно придумать
Этим могли бы заниматься общественные организации, некоммерческие – это их профиль. Государству это на себя брать не следует.
Согласен. Думающий, образованный гражданин государству нужен только на словах. На деле же, обычный человек который не очень разбирается в политике и тд, зная лишь как зовут президента и что он настоящий мужик, то что нужно для политиков. Ну по крайней мере в России я считаю.
Да это просто план революции какой-то.
Да, тема актуальна, людям нужно прививать чтение, их нужно побуждать, говорить им, как это хорошо и приятно. Несомненно, “реклама” и продвижение книг и чтения важны, но, на мой взгляд к этам, указанным в публикации, следует добавить еще и действия, направленные на уменьшение цен на книгопечатную продукцию. В наше время очень проблематично найти книгу по приемлемой цене.
Я, например, знаю людей, которые хотят читать, но не могут себе позволить купить книгу. Да, в этом случае стоит идти в библиотеку, но это не всегда удобно, ведь хороших библиотек мало, а ехать куда-то, чтобы книгу взять(а потом для того, чтобы ее вернуть), порой бывает накладно в плане времени, иногда даже в плане финансов. Стоит признать, что сейчас чтение – это, в какой-то степени, роскошь, которою позволить себе могут не все.
Помню, какой кайф я испытал, когда после того, как будучи ребёнком, только что научился читать, был лучшим в классе по скорости чтения букваря! Учителя всячески настаивали, чтобы ученики читали, спрашивали, что прочитали за лето, и если ты что-то прочитал и пересказал, пять баллов тебе обеспечено!А пятёрка – это самоутверждение, гордость, если хотите! Поэтому, чем больше прочитанных за лето книг – больше пятёрок! Кроме того, учителя дают установку детям, какие именно книги надо прочитать по внеклассному чтению! Но постепенно мне детские сказки надоели – я посмотрел, что читает отец! Он мне сказал – что это взрослая книга и я там ничего не пойму! Эта книга – Дюма – три мушкетёра! Запретный плод как известно сладок! Сначала я прочитал одну “взрослую книгу”, получил кайф, потом другую, а дальше подсел как на иглу! Правда, тогда был СССР!
Когда поступил в колледж – читать романы стал гораздо меньше, практически перестал! Причина – катастрофическая нехватка времени – мне-бы только успеть поесть, конспекты выучить и сдать завтра экзамен! То же самое, когда устроился на работу – голова и днём и ночью забита – как-бы заработать денег и как-бы выполнить задание шефа!
Но телевизор-то я смотрю! А там фильмы! Сидишь и не напрягаешься, а что-бы читать книгу требуется большое физическое усилие – концентрация внимания, тишина, чтоб никто не мешал (в квартирах это проблема!), когда читаешь лёжа – по комфортней, а когда сидя за столом – устает спина, плечи, локти! А кроме того – в сидячем положении быстрее хочется есть! Поэтому, когда ты дома, а холодильник рядом – проблема решаема, но когда ты в библиотеке – хочется быстрей книгу закрыть и в буфет!
Сейчас, когда наступил век электронных книг, лично мне не хватает такой читалки, которая бы полностью имитировала бы книгу! Ну, грубо говоря, хотелось-бы, чтобы было две страницы, чтобы перелистывались как в настоящей книге, и чтобы тут-же был столбец с оглавлением! При этом желательно, чтобы можно было картинки в книгу ввести (при желании)! Один мой приятель мне признался, что раньше вообще книг не читал, а после того, как появились электронные книги, он стал чуть-ли не фанатом! Только электронные читалки конечно надо совершенствовать!
Далее, когда смотришь фильм, в процессе пройдет столько рекламы, в том числе рекламы по показу какого-нибудь нового фильма, что хочешь-не хочешь, а интерес разовьется! Или реклама пива какого-нибудь на первом канале! Скоро реклама пива исчезнет, а вот реклама какой-нибудь книги была-бы в самый раз!
Я надеюсь, что то, что я описал выше, также позволит ответить на вопрос, что нужно делать, чтобы люди больше читали!