Опросы

Как вам интервью с Дмитрием Медведевым?

Посмотреть результат

Loading ... Loading ...

Поиск

Архив




  • Управление
  • 3 июля 2012

    Обыкновенный конформизм

    Рубрика: Новости.


    Путинская система мотивации близка к исчерпанию. Познера она еще может мотивировать, а Парфенова, Быкова, Шендеровича, Акунина, Улицкую не может

    Уход Владимира Познера с телеканала «Дождь» наглядно демонстрирует принцип работы путинской системы мотивации.

    Передача «Парфенов и Познер» покинула эфир телеканала «Дождь». Руководство Первого канала поставило Владимиру Познеру ультиматум: либо он остается со своей программой «Познер» на Первом канале, либо уходит на телеканал «Дождь». Познер сделал выбор в пользу Первого канала. И тут же нашел целый ряд причин, начиная с размера аудитории и заканчивая размером оплаты труда.

    При этом, отвечая на вопрос Леонида Парфенова о конкретных претензиях Первого канала к их совместным эфирам на «Дожде», Познер припомнил лишь один случай. Во время эфира с Алексеем Навальным оппозиционный политик посетовал, что Познер не приглашает его в свою программу на Первый канал. На это ведущий ответил, что руководство Первого не дает ему такой возможности.

    После этого Познеру указали на то, что, имея свою программу на Первом канале, негоже критиковать своего работодателя в эфире других телеканалов.

    В общем-то, претензия выглядит вполне обоснованной. Кому охота выслушивать публичную критику от собственного сотрудника? Я бы не стал в этой связи осуждать руководство Первого. Другое дело Познер. В этой ситуации у него была возможность проявить принципиальность, но он этого не сделал. Несколько лет назад он говорил, что самым важным критерием его профессиональной свободы является свобода перемещений. Он говорил, что в любой момент готов уехать, если ему не позволят приглашать в свои программы тех, кого он считает нужным пригласить,и говорить со своими гостями о том, о чем он считает нужным. И вот такой момент настал.

    Владимир Владимирович сам заявил, что его профессиональную свободу ограничивают. Но когда ему предложили сделать выбор, он выбрал несвободу, предъявив при этом массу доброкачественных объяснений.

    Можно понять пожилого человека, чья профессиональная карьера уже миновала свой пик, но которому надо содержать большую семью, молодую жену и т.д. При этом ему уже под восемьдесят, и его не надо ни осуждать, ни оправдывать. Человек сделал свой выбор. Но на этом частном примере мы можем проследить, как работает путинская система мотивации. Пытаясь воссоздать советскую модель вертикального управления, Путин столкнулся с тем, что прежний механизм мотивации, основанный на тотальном страхе, уже не работает. Уже невозможно создать такую машину запугивания, которая заставляла бы всех любить власть, бояться ее и добросовестно трудиться на ее благо. Тогда механизм страха заменили механизмом позитивной мотивации: если ты ведешь себя хорошо и лоялен власти, то власть допустит тебя к большой кормушке.

    В случае с Первым каналом это большие гонорары для видных медиаперсон.
    Но порочность этой системы заключается в том, что выбор между высокооплачиваемой и интересной работой не так очевиден, как это себе представляют в окружении Путина. Это не выбор между свободой и заключением. Многие талантливые люди, как тот же Парфенов, понимая, что всех денег не заработаешь, делают выбор в пользу творческой самореализации и уходят на «Дождь», где свободней, интересней и креативней. Шендеровича отлучили от телевидения, но в Сибирь-то не сослали. Теперь он пишет пьесы, занимается журналистикой и на паперти не стоит. Новый механизм мотивации, который власть выбрала, оказался недостаточно эффективным. Для свободных, талантливых и энергичных людей он небезальтернативен. А раз так, то со временем талантливые люди будут утекать туда, где работать интересней. Где проигрыш в зарплате с лихвой компенсируется возможностью реализовывать свои творческие идеи.

    Но плохо ли, хорошо ли, а система работает. Познер выбрал тот путь, который предложила ему путинская система мотивации. А его партнер Парфенов, у которого впереди еще лет двадцать активной творческой жизни и которому есть что сказать, выбрал другой путь. И это говорит нам о том, что путинская система мотивации близка к исчерпанию. Познера она еще может мотивировать, а Парфенова, Быкова, Шендеровича, Акунина, Улицкую не может. И таких людей становится все больше и больше. И на Первый канал им уже наплевать. Потому, наверное, и сам Первый канал становится все скучней и однообразней. Все вроде есть — и хороший дизайн, и репортажи, и развлечения, но все как-то не о том.

    Чтобы медиапродукт получался интересным, конкуренция должна строиться не только на системе оплаты. Если даже очень талантливый человек попадает в ситуацию, когда творческий процесс приходится выстраивать в соответствии с идеологическими установками, это скоро становится заметно. В такой ситуации никто не осудит пожилого человека, который решил на закате своей карьеры заработать немного на старость. Но на этот путь не должен ступать человек, чей творческий взлет только начинается. В противном случае он завершится очень скоро.

    Источник




    Комментирование закрыто.