Самые интересные комментарии
- Виктор on Реплики: Об итогах года
- Виктор on Реплики: Об итогах года
- Виктор on Собчак живьём. (Интервью с Владимиром Познером)
- Виктор on Собчак живьём. (Интервью с Владимиром Познером)
- Виктор on Реплики: Об итогах года
- Виктор on Реплики: Об итогах года
- ирина on Реплики: Об итогах года
- Виктор on Реплики: Об итогах года
Поиск
Архив
- December 2014
- November 2014
- October 2014
- September 2014
- July 2014
- June 2014
- May 2014
- April 2014
- March 2014
- February 2014
- January 2014
- December 2013
- November 2013
- October 2013
- July 2013
- June 2013
- May 2013
- April 2013
- March 2013
- February 2013
- January 2013
- December 2012
- November 2012
- October 2012
- September 2012
- August 2012
- July 2012
- June 2012
- May 2012
- April 2012
- March 2012
- February 2012
- January 2012
- December 2011
- November 2011
- October 2011
- September 2011
- August 2011
- July 2011
- June 2011
- May 2011
- April 2011
- March 2011
- February 2011
- January 2011
- December 2010
- November 2010
- October 2010
- September 2010
- August 2010
- July 2010
- June 2010
- May 2010
- April 2010
- March 2010
- February 2010
- January 2010
- December 2009
- November 2009
- October 2009
- September 2009
- August 2009
- July 2009
- June 2009
- May 2009
- April 2009
- March 2009
- February 2009
- January 2009
- December 2008
- November 2008
- October 2008
- September 2008
- August 2008
- July 2008
- June 2008
- May 2008
- April 2008
- March 2008
- February 2008
- January 2008
- December 2007
- November 2007
- October 2007
- September 2007
- July 2007
- June 2007
- May 2007
- April 2007
- March 2007
- February 2007
- January 2007
- December 2006
- November 2006
- October 2006
- July 2006
- June 2006
- May 2006
- April 2006
- March 2006
- February 2006
- January 2006
- December 2005
- November 2005
- October 2005
- July 2005
- June 2005
- May 2005
- April 2005
- February 2005
- January 2005
- December 2004
- November 2004
- October 2004
- September 2004
- June 2004
- May 2004
- April 2004
- March 2004
- February 2004
- January 2004
- December 2003
- November 2003
- October 2003
- September 2003
- August 2003
- July 2003
- June 2003
- April 2003
- March 2003
- February 2003
- December 2002
- November 2002
- August 2001
- April 2001
- January 2001
- August 2000
- April 2000
- March 2000
- February 2000
- October 1999
- September 1999
- August 1999
- July 1999
- June 1999
- May 1999
- April 1999
- March 1999
- February 1999
- January 1999
- November 1998
- October 1998
- September 1998
- July 1998
- June 1998
- May 1998
- April 1998
- March 1998
- February 1998
- January 1998
- December 1997
- November 1997
- October 1997
- September 1997
- June 1997
- May 1997
- April 1997
- March 1997
- February 1997
- January 1997
- December 1996
- November 1996
- October 1996
- September 1996
- August 1996
- March 1996
- August 1995
- June 1995
- November 1993
- August 1993
Популярное
Управление
Владимир Познер в образе Пабло Пикассо в проекте «Глаз Божий» на Первом канале 31 мая в 22.30 и 1 июня в 23.00.
В этом году исполняется 100 лет Государственному музею изобразительных искусств им. Пушкина, который был открыт в 1912 году для того, чтобы каждый крестьянин смог прикоснуться к античности. За это время музей пережил многое: и революцию, и войну, и годы перестроечной разрухи, но остался одной из главных московских достопримечательностью. В честь 100-летия музея Леонид Парфенов, который возвращается на федеральное телевидение, подготовил проект «Глаз Божий». Интересно, что фильм выйдет на Первом канале, несмотря на то, что у ведущего был конфликт с Константином Эрнстом.
Фильм Парфенова сделан в лучших традициях его исторических проектов: документальные события реконструированы с помощью актерской игры и компьютерных технологий, причем актеры в фильме задействованы только самые известные и любимые зрителями. Так, например, Николая Второго — первого посетителя музея — сыграл Евгений Миронов, а Ивана Цветаева — поповского сына из деревни, основавшего ГМИИ, — Олег Табаков, художника Пикассо — Владимир Познер, Марка Шагала — Владимир Этуш, Ирину Антонову, возглавляющую музей уже на протяжение 50 лет, — Мария Зудина, Екатерину Фурцеву — Татьяна Яковенко.
Идея снять фильм о Пушкинском музее пришла в голову Ирине Антоновой. Она сама позвонила Парфенову и предложила сделать документальный проект. Телеведущий не раздумывал: он помнит, как в юные годы стоял в многочасовых очередях, чтобы посмотреть на коллекции импрессионистов, и какой восторг испытывал от того, что все-таки попадал внутрь. Кстати, многочасовые очереди в музей выстраиваются и сейчас, когда в ГМИИ привозят полотна знаменитых художников, и москвичи готовы весь день стоять на морозе, чтобы увидеть работы великих мастеров. Парфенов так проникся идеей сделать фильм о музее, что выступил в проекте одновременно в роли сценариста, продюсера и ведущего.
Съемки картины проходили в Москве и Париже. Это еще одна особенность документальных проектов Парфенова: не просто рассказать, а показать места, в которых развивались описываемые действия. Съемочная группа побывала и в плавучих прачечных Монмартра, на парижских улицах, где торговали картинами знаменитые художники; в селе Дроздово близ Шуи, где учился Цветаев; в Твери и во множестве других мест, связанных с историей музея. Пустили съемочную группу и в дворцы-музеи, которые играли роль дорогих усадеб (кстати, неудобные музейные бахилы пришлось надевать даже актерам в кадре, чтобы не повредить бесценный паркет). Кроме того, для некоторых сцен были выстроены павильоны, в которых проходили интерьерные съемки, так как время многое не сохранило. Ну и, конечно, поснимать удалось и в самом музее. Правда, на тот момент там активно шла подготовка к празднованию юбилея: фасад украшали баннеры, а строители без устали стучали молотками, ремонтируя стены. Проблему решили просто: плотники как один научились замирать по команде «Мотор», а ненужные баннеры убрали с помощью компьютера.
К съемкам фильма Парфенов подошел с такой профессиональной дотошностью, что даже попросил изготовить картонный макет будущего музея — точную копию того, который Цветаев демонстрировал Николая Второму. Макет клеили больше месяца, а в фильме он мелькнет всего на секунду.
Изучая исторические воспоминания, письма, архивные документы, публикации в старых газетах, Парфенов смог отыскать множество интересных фактов о судьбе музея. Так, например, он расскажет историю знаменитой «Девушки с веслом», которая, как оказалась, изначально была обнажена, а потом ее «одели» в майку и шорты, чтобы не противоречить советской морали. Вообще советский период музейной истории стал не менее трудным, чем военный и революционный: обнаженные античные статуи, изящные полотна, гробницы фараонов были признаны безыдейными, и ГМИИ даже был упразднен.
Впрочем, проект Парфенова не только документальный, но еще и философский — он ставит перед зрителями много вопросов: как много в русских людях европейского, почему сейчас не появляются такие люди, как Цветаев, и как вообще искусство способно спасать общество в самые драматические моменты истории. Философский подтекст звучит уже и в самом названии проекта:
Именно с мысли о том, что русским необходимо привить европейский взгляд на искусство, и начинается фильм Парфенова.
— Несчастная мы страна! У нас своей античности нет! — восклицает в первой серии Цветаев.
Он, преподаватель Московского университета, задумывает музей, который должен стать учебным и на примере копий рассказывать студентам о развитии мирового искусства.
— Цветаев собрал богатейшую коллекцию слепков — от Древних Афин до флорентийского Возрождения. А купеческие сыновья Иван Морозов и Сергей Щукин оказались первыми ценителями авангарда: от них у нас роскошные собрания Гогена, Матисса, Сезанна, Пикассо. О них, об этой традиции и о том, как она выживала во времена гонений, наш фильм, — заключает Леонид Парфенов.